Новости

Помогут ли роботы-психологи справиться с депрессией в изоляции

Готовьтесь к допросу – думайте, что отвечаете!
Помогут ли роботы-психологи справиться с депрессией в изоляции
На сайте Helphelp24 живут даже два бота – один психолог, а другой врач. Фото скриншот Helphelp24
На сайте Helphelp24 живут даже два бота – один психолог, а другой врач. Фото скриншот Helphelp24
Боты-психологи существуют! Их мало, но они есть. Фото скриншот Helphelp24
Боты-психологи существуют! Их мало, но они есть. Фото скриншот Helphelp24
На сайте Helphelp24 живут даже два бота – один психолог, а другой врач. Фото скриншот Helphelp241/3

Сотрудники колл-центров телефонов доверия отмечают рост числа обращений за помощью в связи с депрессией и даже суицидальными мыслями. Всё это связано, по мнению специалистов, как со страхом перед новым вирусом, так и с вынужденным нахождением в четырёх стенах. Вот то самое время, когда искусственный интеллект в виде роботов (чатботов) психологов, мог бы прийти на помощь, подменить уставших слушать жалобы людей.

Первое знакомство

Боты-психологи существуют! Их мало, но они есть. На сайте Helphelp24 живут даже два бота  - один психолог, а другой врач. И врач, кстати, готов сразу провести диагностику на коронавирус… Я начал, конечно, с него. Ну, чтобы потом, если я инфицирован, не заразить бота-психолога. Не хватало, что бы ещё и виртуальный COVID появился…
Через пару минут я понял, что здоров – нет температуры, не чихаю и не кашляю – врач не обманет.

Знакомство с ботом-психологом, которому я хотел пожаловаться на грусть-тоску из-за изоляции, длилось долго. Для начала он предложил мне заполнить внушительных размеров анкету. Виртуальный психолог хотел знать всё: сколько я ем, сколько я сплю, как сильно ненавижу свою работу, как часто употреблю алкоголь, на сколько я агрессивен и даже  – задаю ли я себе вопросы о смысле жизни!

После получасового “собеседования” робот рекомендовал мне пройти занятия по темам: “панические атаки”, “проблемы с женой”, “проблемы с девушкой” (почему он решил, что это разные люди?), а заодно намекнул, что не лишним будет заняться расстройствами пищеварения, сексуальными и философскими проблемами…

Лучше бы первый робот нашёл у меня был коронавирус, тогда я бы не знал, сколько у меня проблем накопилось.

На всякий случай прошёл тест на склонность к суициду. Успокоило. Вот к чему, к чему, а к этому не склонен. Просто не моё.Кстати, если бы я всерьёз захотел что-то менять в себе, то робот тут же отправил бы меня с психологу-человеку. Но уже за денежку.

Чудо заграничное

Ещё одного бота-психолога я нашёл на сайте “7 чашек”. Он международный, но писать можно на русском.

Тут я ещё дольше застрял на анкете. Международный робот дотошно расспрашивал меня о гендере – ну, то есть, какой пол у меня был (как меня зарегистрировали при рождении), какой пол у меня сейчас и какой будет в дальнейшем. Кроме того, чат-бота интересовал мой цвет кожи и национальность. В итоге мою тревожность оценили как среднюю.

Здесь, кстати, есть отдельный большой раздел, посвящённый COVID-19. По одной из ссылок можно даже попасть  в отдельный чатик тех, кто страдает депрессией по этому поводу. Через пару часов блужданий по не везде русскоязычным страницам я понял, что мой доктор-бот просто ищет, куда бы меня пристроить по интересам – либо в чат, к таким же, как я, “бедолагам”, либо к реальному психологу-человеку, но, конечно же, за денежку.

Но визит был не напрасным! Перед выходом я заглянул в  свой профиль и увидел, что кто-то мне прислал “обнимашки” (может и сам робот), что мой статус в клубе минимальный – “член”. Вместе с моим ником запись в личном кабинете большими русскими буквами выглядела максимально антидепрессивно: “Моня Член Обнял”. Тут я получил хорошую порцию смехотерапии. Спасибо роботу и машинному переводу!

Среди ботов тоже есть женщины

Ещё один робот-психолог, точнее одна  живёт в Facebook. В её группе более 1,7 тысяч “пациентов”. Зовут её Анна. У неё всё гораздо проще. Ни анкет с подтекстом, ни оценки уровня тревожности. Просто нажимаешь кнопочку и пишешь в мессенджер.

“Добрый вечер, Анна”, – начал я. В ответ тишина. “Как Ваши дела”, – спрашиваю. Молчит.

“Хм, может надо прямо с жалоб начинать?” – подумал. И начал ныть: “Мне очень грустно. Вы можете мне помоооочь”.

Через 10 минут: “Даже робот со мной говорить не хочет…”

Ещё через полчаса: “Аня, ты там жива вообще”?

И на это вопрос Анна тоже не ответила.    

– На данный момент проект закрыт, – объяснил мне студент Борис Храмцов, один из тех, кто помогал создавать для Анны страницу в Сети . – У нас была компания, психологи вели консультации, и был у них Facebook, к которому прикрепили этого чат-бота. Компания три месяца назад разорилась и ботом теперь никто не занимается.

По его словам, услугами Анны успели воспользоваться около 500 человек, а это очень хороший результат для нераскрученного психолога. Работала она бесплатно.

– В ней были определённые алгоритмы, она кое-что понимала, но это не был искусственный интеллект, – рассказывает Борис. – Помогала ли она кому-то, сказать сложно, ведь её придумали, как “воронку продаж” – человек приходит на страницу, общается, общается, общается, а потом бот просит либо номер телефона, либо почту, на которую психолог пишет какой-то совет и предлагает уже воспользоваться нашим сервисом. То есть, в конце концов она отправляла человека к настоящему психологу. Анна была таким электронным секретарём с начальным психологическим скриптом.

Руководитель службы помощи онкологическим больным "Ясное утро”, психолог Ольга Гольдман

Если мы говорим про техническую сторону этого вопроса, то бот- это программа которая отвечает вам по алгоритму. Вы пишете: “Я хочу купить носки”. Вас спрашивают: “Какого цвета”? В продажах это работает. Но психологическую помощь пациентам невозможно стандартизировать настолько, чтобы можно было  чат-ботов написать. Мы, конечно, стараемся сделать так, чтобы побыстрее и получше обрабатывать обращения, но здесь мы работаем с людьми и у каждого своя индивидуальная ситуация, с которой необходимо разбираться. Те, кто к нам обращаются, часто говорят: “Наконец-то мы дозвонились до живого человека!” Дело в том, что многие горячие линии поняли, что не справляются, и назаписывали множество вариантов в автоответчиках. Но с людьми в стрессе эти автоответчики плохо работают. Когда тревога зашкаливает, когда по понятным причинам отключается рациональное мышление, очень важно человеческое общение. А его в шаблоны не запихнуть.