В Москве состоится концерт музыканта Райна Ли Уэста, известного как Rival Consoles. Уэст в своём творчестве сочетает техно ритмы с мягкими синтезаторными звуковыми полотнами. В Британии он также известен благодаря экспериментальным авангардным выступлениям в таких арт-галереях как Tate Museum. Райан Ли Уэст рассказал Metro, как он пришел к электронной музыке и о своих неудачных рок-проектах.

Концерт Rival Consoles пройдёт в центре МАРС 16 апреля. Вместе с ним в российскую столицу прилетит глава лейбла Erased Tapes Роберт Рэфс, который издаёт музыканта. Рэфс будет отвечать за визуальную часть представления, ведь в последнее время видеоряд является не менее важной частью, чем музыка.

Райан Ли Уэст сейчас находится в мировом туре, но нам удалось пообщаться с ним между выступлениями, когда он находился в своей звукозаписывающей студии в Лондоне.

- Расскажите, с чего началась музыка в вашей жизни?
- Я начал играть на гитаре, когда мне было 12, тогда я учился в школе. Я изучал музыку в разное время своей жизни: в колледже и позже в университете. Но тогда это была не такая музыка, которую я делаю сейчас. Я играл на таких инструментах, на которых делают рок или поп музыку. Это не была классическая музыка.

- Я читала, что вы были фанатом рок музыки до того, как увлеклись электронной?
- Да, это правда. И сейчас.

- Наверное, в школе у вас была идея создать какой-нибудь рок бенд?
- Да. Мы играли музыку, наверное, пять или десять лет. До того, как я начал делать электронную музыку.

- И что это были за группы?
- О. Они были довольно-таки плохими.

- А у вас остались какие-нибудь записи?
- Нет, потому что это происходило, конечно, не до появления Интернета, но на тот момент Интернет был не у всех. Но, на самом деле, это даже хорошо, что они не сохранились.

- Ваше первое имя как электронного музыканта было Apparatec. Почему вы решили сменить его?
- Я довольно быстро поменял имя, потому что подумал, что так правильно. Сейчас даже не знаю, действительно ли оно лучше.

- Вы были первым музыкантом на лейбле Erased Tapes?
- Роберт Рэфс (основатель лейбла Erased Tapes - прим.ред.) издавал что-то и сам. А потом издал меня, я был одним из первых музыкантов на лейбле.

- Вы делаете сольный проект - а пробовали ли когда-нибудь записываться с кем-нибудь?
- В основном, я работал один, потому что хотел понять, что конкретно я хочу делать. Сейчас я больше уверен в инструментах, на которых играю. Поэтому сейчас начинаю делать коллаборации с другими музыкантами.

- Как вы создаёте свои треки? Я слышала, что сначала вы делаете что-то вроде классической аранжировки, а затем уже начинаете делать музыку на электронных инструментах.
- Да, я играю на пианино и немного на скрипке. Но это не формальная подготовка, а просто способ лучше понять идею того, что я хочу сделать.

- То есть вы садитесь и начинаете импровизировать?
- Да, я постоянно импровизирую на разных инструментах и ищу новые интересные звуки.

- А на концертах вы играете вживую? Или же имеете готовые треки и немного меняете эффекты?
- Я играю вживую, но те треки, которые уже были записаны. Я играю в режиме реально времени на синтезаторе и делаю все эффекты. В общем-то, на концертах я играю так же, как и в своей студии.

- В своём первом альбоме, IO, вы делали акцент на мощный бит, бас, а тот альбом, который будете играть в Москве, Howl, он более инструментальный, это такое мягкое техно с ломаными ритмами, сложная электроника. Как бы вы описали изменения в своём творчестве?
- Думаю, первый альбом был более грубым, сырым. А сейчас музыка более продуманная.

- Вашу музыку сравнивают с творчеством Autechre или Squarepusher. Кто вас вдохновлял, и вдохновляет?
- Когда я взрослел, огромное влияние оказал на меня Squarepusher. Также Aphex Twin. Но наибольшее влияние оказал Clark. В его музыке есть такие идеи, которые зацепили меня. Это то, что касается электронной музыки.

- А какую музыку вы больше всего слушаете? Что любите больше всего?
- Раньше я слушал много классической музыки. Джаз. Потом стал слушать много электроники. Я слушаю разную музыку, нахожу в ней разные идеи и соединяю их.

- Вы делали перформансы в разных галереях Британии, таких как Tate. Можете рассказать об этих шоу?
- В Tate - это было уже довольно давно. Я играл там электронную музыку, экспериментальную, авангард. Просто живые импровизации. Я использовал программу, которая рисовала звук.

- На концерте в Москве вы будете играть треки со своего последнего альбома?
- Я буду играть последние три релиза: альбом Howl и треки с двух EP: Sonne и Odyssey. Но также и несколько новых-новых композиций.

- А расскажите, каким будет визуальный ряд?
- Это будет постоянно изменяющаяся структура, развивающаяся. Картинка никогда не повторяется. Но она находится под контролем человека.

- В рамках этого тура с вами в качестве виджея выступает глава Erased Tapes. Но вы же и сами делаете визуальную часть.
- Да, я делаю ту часть визуального ряда, которая создаёт видеоряд. А потом её проигрывает кто-ещё: я могу делать это сам или это может делать кто-то ещё.

- Вы когда-нибудь пробовали издаваться на других лейблах, кроме Erased Tapes?
- Нет. На самом деле, очень сложно найти такой лейбл, с которым ты будешь идти рука об руку. Поэтому нет.

- Но ваша музыка не совсем типична для этого лейбла. На нем издаются такие гуру неоклассики как Nils Frahm и Olafur Arnalds .
- Да. Но сначала как раз они были немного отличающимися от тех музыкантов, которые издавались на лейбле.

- Что вдохновляет вас: природа, личный опыт, может быть, ваша музыка отражает политические события?
- Большинство музыки основано на моём личном опыте. Особенно Howl. Она никогда не отражает политику. Для меня музыка скорее отражает цвета, картины. Электронная музыка часто бывает обесцвеченной, ей может не хватать цвета, и я хочу найти её цвет.

- Опишите процесс создания музыки?
- Я очень много импровизирую. Выбираю отдельные фрагменты, снова импровизирую. Ищу новые интересные идеи. Комбинирую, перемещаю. Когда трек готов я переслушиваю его в течение недели, и если через это время он всё ещё кажется мне интересным, я понимаю, что что-то получилось.

- Как вы думаете, можно ли сегодня говорить о том, что музыки стало слишком много?
- Да. Но дело не в том, что её много, а в том, что мы не справляемся с этим потоком. Проблем в том, что когда что-то выпускается сегодня, оно может очень быстро сгореть, потерять интерес и значимость. Я могу потратить около года на создание одного музыкального фрагмента только для того, чтобы загрузить его на soundcloud. Потом кто-то прослушает его, нажав на плей, и всё. Но если кто-то создаст что-то по-настоящему стоящее, это запомнится.

- Как вы сами находите новую музыку? Используете подписки на лейблы, музыкантов?
- Я узнаю музыку от друзей, слышу новое в клубах. Иногда на soundcloud, spotifyю Могу выбрать случайного исполнителя. То есть я не делаю ничего специального, как и все.