Декабрь - самое благоприятное время для подведения итогов года. В том числе и в киноиндустрии, пусть и официальные церемонии вручения престижных наград в мире кинобизнеса ещё впереди. Репортёр Metro пообщался с кинокритиком Егором Москвитиным и выяснил, чем запомнился 2019-й год и чего ждать от 2020-го.

Егор Москвитин.

Егор Москвитин.

личная страничка Егора Москвитина в Facebook, Другой

Фото:

"Дылда" Кантемира Балагова, пошумевшая в Каннах – в шорт-листе номинантов на премию "Оскар". Есть шанс попасть в окончательный перечень номинантов?

Весь шорт-лист сейчас делится на пять фильмов с Каннского фестиваля (“Дылда”, “Боль и слова”, “Паразиты”, “Атлантика”, “Отверженные”) и пять непростых для восприятия фильмов из Восточной Европы: Чехии, Эстонии, Венгрии, Польши и Македонии. Учитывая, что у академиков нет времени смотреть всё, в финальный список номинантов с большой вероятностью попадет именно “каннская пятерка”, но показанная в Венеции “Разрисованная птица” вполне может подсидеть нашу “Дылду”. Верим в лучшее - в российский фильм.

Кадр из фильма "Дылда".

Кадр из фильма "Дылда".

Пионер, Другой

Фото:

В новогоднем прокате будет фильм Бондарчука "Притяжение - 2". Какие ещё крупные российские премьеры ждать в 2020-м году?

Фантастический хоррор “Спутник” - наш ответ то ли “Чужому”, то ли “Живому”; мистическую “Кому”, визуальный ряд которой напоминает о “Начале” и ужастик “Яга”, потому что давно пора восславить средствами массового кино наш богатый фольклор.

У простых людей, не кинокритиков, запросто может сложиться ощущение, что теперь во всех наших фильмах играет Александр Петров. Петров ведь действительно часто снимается. Он правда крутой актёр? Или его будут раскручивать, пока не спадёт популярность?

Александр Петров (как и Александр Кузнецов, Александр Паль и Юрий Борисов) – актёр очень разносторонний: хрупкий и простодушный в “Лавстори”; простой и честный в “Т-34”, жалкий и растерянный в “Звоните ДиКаприо”; тихий и грустный в “Тексте”; смешной и наивный в дурацком “Миллиарде”. Надеюсь, что всё больше зрителей будут замечать в нем не только медийное лицо, но и этот удивительный самоотверженный талант.

Кадр из фильма "Т-34".

Кадр из фильма "Т-34".

Централ Партнершип, Другой

Фото:

Громкая история 2019 года - Асмус жёстко закритиковали за откровенную сцену в фильме "Текст". В чём дело? Наше общество к такому ещё не готово? Мы так консервативны? Не будет ли такого, что в новом году на фоне этой истории наши актёры будут внимательнее читать сценарии на предмет наличия сексуальных сцен и отказываться сниматься, если что-то их не устроит?

А вдруг наоборот - будут требовать больше таких сцен? (смеётся). Сложно сказать, где в случае с “Текстом” заканчивается дикая и грубая реакция части зрителей, а где начинается маркетинговая реакция на удачный информационный повод. Потому что хочется верить, что мы все же живём не в пещере.

Если максимально обобщить, то отечественный кинематограф по состоянию на 2020-й год на какой ступени находится? Сделал резкий шаг вперёд? Деградирует? Старается стать лучше, но не получается?

Кинематограф находится там, где и должен – на стыке скромных рыночных возможностей и высоких творческих амбиций. Если проявить смирение, то все не так уж и плохо. Во-первых, каждый год мы поставляем на международные фестивали ничуть не меньше (а порой и больше) фильмов, чем любая страна (за исключением США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, Кореи, Японии и Китая)  в мире. Во-вторых, в самой России в год выходит никак не меньше 24 хороших и глубоких картин на русском языке – а это больше, чем количество билетов, которое покупает на протяжении года средний россиянин. В-третьих, есть сериальный бум и щедрые возможности стриминговых платформ, пример чему совершенно особая драматургия фильмов “Текст” и “Верность”. В-четвёртых, пару раз в год мы выпускаем вполне приличное массовое кино. Еще бы сделать что-то с экспертизой сценариев - и совсем заживем.

Сейчас можно говорить о том, что в нашем кинематографе есть режиссёры, которые определяют его развитие? Если да, то кто эти режиссёры?

Режиссёров очень много и никого не хочется забыть. Поэтому я бы назвал нескольких продюсеров: Александра Роднянского, продвигающего наше кино на фестивали; Сардану Саввину, организовавшую “якутское чудо”; Александра Сокурова (как креативного продюсера), открывшего дорогу в кино молодым режиссёрам с Кавказа; Валерия Федоровича и Евгения Никишова “(Аванпост”, и “Верность”), которые идут на дерзкие творческие эксперименты, зная, что те могут завершиться провалом.

Александр Роднянский и Андрей Звягинцев.

Александр Роднянский и Андрей Звягинцев.

Getty

Фото:

У меня как у обывателя есть ощущение, что в России сейчас гораздо качественнее делают сериалы, чем фильмы. Я прав? Есть такой тренд? Если да, то продолжится ли он в будущем?

Кино и сериалы, мне кажется, развиваются параллельно - потому что пытаются добиться внимания одного и того же зрителя: молодого, свободного, образованного и не склонного к протекционизму.  Но рывок в теледраматургии действительно налицо. Мне кажется, в этом году в Иванове на фестивале “Пилот” мы показали много достойных сериалов. Часть из них - “Триада”, “Дылды” и “Полярный” уже стали хитами эфира. А часть - “Дети”, “Колл-центр”,”Детективный синдром” - удивят зрителей в следующем сезоне. И если учесть,  что в новом году к гонке сериальных вооружений гораздо активнее присоединятся онлайн-платформы - “Яндекс”, “МореТВ”, “Окко”, “Иви”, “ТВЗавр”, то жить станет еще веселее.

Кадр из сериала "Полярный".

Кадр из сериала "Полярный".

1-2-3 Production , Другой

Фото:

В онлайн-кинотеатрах довольно быстро появляются фильмы, которые ещё недавно шли исключительно на больших экранах. Это не приведёт к постепенному оттоку зрителей из кинозалов?

Со временем кинозалы останутся площадкой лишь для блокбастеров и событийных авторских фильмов. Всё остальное мы будем смотреть дома. Но это произойдет не быстро. Точно так же как онлайн-шопинг всё никак не убьет торговые центры (в которых и находятся почти все эффективные кинотеатры).

Семь премьер в мировом кинематографе, которые непременно стоит увидеть в 2020-м году.

Перечислю самые многообещающие “авторские блокбастеры” - потому что просто авторское кино заочно рекомендовать страшно, а просто блокбастеры – скучно. Это “Дюна” Дэни Вильнева; “1917” Сэма Мендеса, “Маленькие женщины” Греты Гервиг, “Не время умирать” Кэри Фукунаги, “Хищные птицы” Кэти Ян, “Мулан” Ники Каро и “Топ Ган 2” Джозефа Косински.

Я посмотрел фильм "К звёздам" и потом написал в Фейсбуке, что он довольно непонятный и неоправданно затянутый. Несколько человек поддержали меня и сказали, что "фильм скучный и теперь весь Голливуд такой". Ты согласен? Голливуд сейчас скучный?

Голливуд не скучный! Но каждый год выходит некоторое количество фильмов, оказавшихся в заложниках у американской традиции рассказывания историй. У неё всегда есть определённый хронометраж, определённые правила и определённый ритм. Для знатоков вроде тебя это делает кино предсказуемым. Но просто подумай, сколько в этом году было фильмов-сюрпризов - ярких, динамичных, неординарных и ни на что не похожих!

В 2019-м закончилась "Игра престолов" и вышло небольшое продолжение сериала "Во все тяжкие". Есть шанс в 2020-м увидеть сериал, который по уровню вовлечённости зрителя не уступит "Престолам" и "Тяжким"?

Аудитория атомизируется, поэтому глобальных хитов будет становиться всё меньше. Вот уже 5 лет никто не может сделать “комедию для всех”, которой была “Как я встретил вашу маму” (или уже даже 15 лет, если отсчитывать с финала “Друзей”). В эфире нет новых “Безумцев” и “Во все тяжкие”. Основанные на всемирных литературных бестселлерах сериалы оказываются один слабее другого. Взять, например, “Тёмные начала”. Так что скорого рождения новой “Игры престолов” я бы не ждал - ни в лице “Ведьмака” (премьера на Netflix 20 декабря), ни в лице телеверсии “Властелина колец”. Но надеяться хочется, чего уж.

Американский гигант Amazon сейчас полез в спорт и делает сериал про сезон лондонского футбольного клуба "Тоттенхэм". В связи с этим вопрос: нет ли сейчас такой тенденции, что сериал пытаются сделать буквально из всего? Из любого инфоповода. Не приведёт ли повальная сериализация к тому, что некоторые жанры, те же документалки или короткометражки продолжат своё существование только для совсем уж искушённого зрителя?

Для короткометражек и документалок стриминговые платформы открывают много новых возможностей. Особенно на фоне стагнации традиционного кинопроката. Так что за эти жанры переживать не стоит. А поиск “инфоповодов” для сериалов связан с тем, что риски растут, производство дорожает, и поэтому любой продюсер желает взять за основу историю, у которой уже есть фанаты и перспективы развития. В 2018-м году на западе было снято 5 сериалов по мотивам подкастов. В 2019-м – уже 30! Экранизируют статью из New York Times (сериал Modern Love) и даже “ветки” на интернет-форумах (Two-Sentence Horror Stories). Но этот поток не страшен до тех пор, пока рядом с вами есть куратор, который поможет выбрать самое лучшее и сэкономит время. Какой-нибудь самоотверженный кинокритик (смеется).