Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения режиссёра Федерико Феллини. Metro с помощью Всеволода Коршунова, кандидата искусствоведения, доцента ВГИКа и куратора курсов "История кино", "Современное кино" и "Практическая кинокритика" в Московской школе кино, разбирается, почему его фильм "Сладкая жизнь" входит в число самых значимых произведений киноискусства

Свой Рим

"Сладкая жизнь" – монументальная фреска, демонстрирующая жизнь Италии конца 1950-х. Нашим проводником по этому миру становится журналист, которого играет Марчелло Мастроянни. Однако Феллини не просто показывает реальность, но и преображает её своим поэтическим взглядом. Именно поэтому ему не подошла реальная римская улица Венето и он потребовал, чтобы её построили в павильонах студии Cinecitta.

Свой Рим.

Свой Рим.

Getty

Фото:

Сны на экране

Этот фильм, как и другие картины Феллини, построен по логике сновидения, недаром многие сцены разворачиваются в ночное время. Это не просто путешествие по "вечному городу", его площадям, набережным, модным клубам и закрытым вечеринкам, но и внутреннее путешествие главного героя – его вояж в глубины собственной души. Феллини признавался, что всю жизнь занимался экранизацией собственных снов, и это ещё более очевидно в его следующих фильмах:  "Восемь с половиной", "Джульетта и духи", "Город женщин".

Язык гламура

После выхода фильма в международный лексикон прочно вошли два новых слова – "дольчевита" ("сладкая жизнь" по-итальянски) и "папарацци" – по имени друга главного героя, назойливого и циничного фоторепортёра Папараццо.

Язык гламура.

Язык гламура.

Getty

Фото:

Жизнь через край

В "Сладкой жизни" особенно отчётливо проступает тот причудливый стиль, который избрал для себя Феллини. Сам маэстро называл себя неореалистом: и действительно, его сценарные работы для других режиссёров относятся к этому направлению, в котором жизнь отображается максимально достоверно. Но в собственных режиссёрских работах Феллини уходит скорее в барокко. И "Сладкая жизнь" наполнена барочными элементами: странными гротескными образами, избыточной плотностью формы и предчувствием конца света.

Влияние на умы

Отсылки к "Сладкой жизни" можно найти в фильмах Джузеппе Торнаторе, Вуди Аллена, Квентина Тарантино, Софии Копполы, Кена Рассела и других режиссёров. А "Великая красота" Паоло Соррентино стала своеобразным ответом Феллини и продолжением "Сладкой жизни".

Кадр на века

Самая знаменитая сцена "Сладкой жизни" – ночное купание Марчелло Мастроянни и шведской актрисы Аниты Экберг в фонтане Треви – стала визитной карточкой итальянского кино. Экберг настолько полюбила этот фонтан и эту площадь, что переехала в Рим и поселилась неподалёку.

Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

kinopoisk.ru

Фото:


Федерико Феллини

•    Родился 20 января 1920 года в Римини.

•    Окончив школу при монастыре, Федерико учится сначала на репортёра, а позже поступает на юридический факультет. Деньги на жизнь Феллини зарабатывает созданием карикатур и текстов для рекламы.

•    В середине 40-х Федерико знакомится с режиссёром Роберто Росселлини, вместе с которым создаёт сценарий к фильму "Рим – открытый город".

•    В 1951 году снял свой первый фильм – "Огни варьете".

•    Лучшие фильмы режиссёра – "Дорога" (1954), "Ночи Кабирии" (1957), "Сладкая жизнь" (1960), "Восемь с половиной" (1963), "Амаркорд" (1973), "Репетиция оркестра" (1978).

•    В 1943 году женился
на актрисе Джульетте Мазине, с которой прожил 50 лет, до конца своей жизни.

•    Феллини – обладатель "Золотой пальмовой ветви" и 5 премий "Оскар".