Новости

Какие установки в детстве формируют тревожное отношение к жизни

Психолог рассказала Metro, как нужно общаться с ребёнком, чтобы он не вырос человеком, боящимся всего
Какие установки в детстве формируют тревожное отношение к жизни
Чтобы исправить установки, в идеале нужно обратиться к специалисту. Фото pixabay.com

Наши страхи и тревоги мешают нам добиваться успехов. В психологии существует понятие тревожной личности. Так называют людей, которые опасаются всего нового, испытывают колоссальное внутреннее напряжение, не могут реализовать свой потенциал и очень от этого страдают. У таких людей могут развиваться различные фобии и депрессивные состояния. Как рассказала Metro врач-психотерапевт, психиатр Айна Громова (@doctor_ayna), формирование тревожного мышления начинается примерно в два года.

- Уже с 2 лет ребёнок усваивает тревожные установки, на основе которых в будущем у него будут формироваться тревожные мысли и негативные оценки всего происходящего, - рассказывает эксперт. - К 12 годам у любого человека уже сформирован весь набор установок, как положительных, так и отрицательных. Положительные - формируют полезные шаблоны, которые позволяют без лишних усилий мозга поступать так или иначе в каких-то обстоятельствах. Тревожные установки напротив мешают в жизни, истощают нервную систему, приводят к болезням.

Установки всегда формируются внутри семьи, ребёнок их впитывает из разговоров родителей. Беспомощные, тревожные дети, как говорит психотерапевт, часто растут в семьях тех, кто и сам полон страхов.

- Тревожные родители из-за страха, как бы с чадом ничего не случилось, создают ребёнку "консервную банку", в которой ему не нужно преодолевать никакие сложности. Туда не ходи - вдруг упадёшь, сюда не лезь - вдруг что-то случится... Получается ситуация, в которой ребёнок пытается познать неизведанное, сделать шаг навстречу новому, а как правило, тревожная мама, ограничивает его свободу, мешает ему развиваться, - рассказывает Айна Громова. - Для родителей удобно, когда ребёнок никуда не лезет - так его легче контролировать. Но, такое поведение и правила не способны на самом деле оградить ребёнка от опасности, зато вполне могут привести к тому, что в будущем 15-летний подросток станет всего бояться и не будет ничего хотеть.

Ребёнок с тревожным мышлением лишён лидерских качеств, у него, как правило, мало близких друзей, ему сложно завести знакомство с интересным ему человеком. Он не может проявить себя на каком-то школьном мероприятии, то же самое потом происходит в институте, на работе, в личной жизни. Такие люди, как правило, немного получают и очень бояться потерять своё место, они могут быть хорошими исполнителями, но тревожность мешает им зарекомендовать себя и добиться больших успехов. Они плохо адаптируются, у них высок риск развития тревожных расстройств и панических атак.

Как же не допустить ошибок в воспитании? Эксперт советует как можно раньше начать развивать в ребёнке личность.

- Родился ребенок, это уже человек, но ещё не личность, - говорит психотерапевт. - Первыми признаками появления личности можно считать момент, когда человек, и желательно чтобы это было в раннем возрасте, начинает видеть связь между своими поступками и результатами, к которым они привели. Например, мама с малышом пришли с прогулки, и мама попросила ребёнка поставить к батарее сапоги, чтобы они высохли и можно было бы их надеть в следующий раз. Если ребёнок этого не сделал, а сделала мама, то малыш не поймёт, чем обернулась его забывчивость. Лучше дать возможность ребёнку столкнуться с неприятным последствием своих действий или бездействия. Забыл, сапоги остались мокрые - не смогли пойти снова гулять. В таких ситуациях рождается личность, так как маленький человек начинает понимать: то, что случилось, стало результатом моего выбора, моих действий, моих решений. Тревожные родители часто ограничивают процесс переживания ошибок, делают все за ребёнка и тем самым формируют его беспомощным. Они сами за него решили, сами подумали, сами сделали... Ребёнку же осталась только тревога, как механизм восприятия жизни.

Каких установок, по мнению Айны Громовой, следует избегать прежде всего. Во-первых, не нужно запугивать ребёнка, не нужно вселять в него мысль "вдруг случится что-то плохое". Во-вторых, вредно преувеличивать и драматизировать часто вполне заурядные события. Не нужно делать из мухи слона, раздувать ЧП из незначительного происшествия. В-третьих, не стоит воспитывать ребёнка в страхе перед мнением других. Тревожные люди часто беспокоятся о том, что о них сказали или подумали, это ведёт к отсутствию здоровой самооценки, излишней ранимости.

Самостоятельно выявить тревожные установки и их нивелировать очень сложно.

- Чтобы исправить установки, в идеале нужно обратиться к специалисту, - говорит спикер. - Помочь может психолог, психиатр или психотерапевт, обученный и имеющий опыт в когнитивной-поведенческой психотерапии. Именно это направление относится к наиболее эффективным, основано на принципах доказательной медицины и психологии и суть этого направления как раз в коррекции тревожных установок и мышления в целом.