Ведущий кинокритик страны, главный редактор журнала “Искусство кино”, Антон Долин дал мастер-класс на 7-м сахалинском международном кинофестивале “Край света”, в рамках которого рассказал, на что нужно ориентироваться при выборе фильма и как его смотреть

Как выбирать кино

Задайте себе вопрос: Зачем я сегодня иду в кино?
Если вы честно сможете ответить на этот вопрос, то получите нужный результат. Чтобы отдохнуть, посмеяться, растрогаться и поплакать? Вы будете понимать, чего вам хочется. Нравится вам фильм или нет зависит от того, узнаёте ли вы себя в героях, или нет. Искусство – это основная потребность, как еда, сон, секс. Возможно, это подавленная потребность. Оно питает мозг. Искусство даёт то, чего вам не хватает. Человеку, у которого скучная жизнь, нравятся фильмы-приключения. Люди, которые любят смотреть авторское кино, обычно любопытны, любят задавать новые вопросы.

Обращайте внимание на режиссёров, а не актёров
Крутой актёр еще не гарант того, что и картина крутая. Даже самый хороший актёр не может спасти плохой фильм. А вот если режиссёр хороший, тогда фильм будет как минимум интересный. Любое произведение Пушкина интересно, даже самое маленькое. Никогда не верьте фразе: от создателей такого-то проекта.

Выберите критика, чьему вкусу вы доверяете
Людей, пишущих о кино, много. И они все разные. Найди того, с кем ваши вкусы чаще всего совпадают, и придерживайтесь его рекомендаций.

Не верьте пользовательским рейтингам
Например, того же Кинопоиска или IMDB. Зачастую там можно наткнуться на плохой фильм с высоким рейтингом и наоборот. Можно доверять рейтингу агрегатора рецензий критиков – портал Rotten Tomatoes собирает международные, а Критиканство – отечественные.  

Выбирайте фильм в оригинале
Дубляж убивает картину, даже хорошую. Старайтесь смотреть кино в оригинале с субтитрами.


Как смотреть кино

Не готовьтесь к просмотру кино
Есть ошибочное мнение, что нужна подготовка, на самом деле лучшая аудитория – неподготовленная. Правда, такой практически не существует. Любой взрослый человек что-то уже смотрел. Разве что ребёнок, которого впервые привели в кинотеатр. Насмотренность лишь мешает. Кино нужно воспринимать с чистого листа, а для этого надо избавиться от знаний, очистить своё сознание.

Не верьте трейлерам
После просмотра промо-ролика вы будете ждать чего-то определённого, чего может не быть в фильме, и разочаруетесь, хотя, вполне вероятно, что картина могла бы вам понравится. Трейлеры и кино делают разные люди. Ведь трейлер – это рекламная обложка.

Не стремитесь понять фильм
Искусство создано не для того, чтобы его понимали, а чтобы получать от него удовольствие. Это высокомерно говорить, что вы чего-то не понимаете, получается, остальное вы понимаете. Человечество много лет бьётся, чтобы понять Мону Лизу. Никто не претендует на понимание. Никакого понимания не существует. Это психологическая ловушка. Нельзя препарировать фильм - начнёт умирать магия. Нужно найти равновесие между пониманием и отказа от понимания.

Будьте открыты к новому
Нужно очищать сознание от ложных наслоений, которые мешают увидеть кино. Но и не стоит накручивать себя. Если вы привыкли к комедиям Гайдая, вероятно, вам будет казаться смешным фильм Вуди Аллена. Не ожидайте чего-то определённого от жанра, тогда вы не разочаруетесь.

Включайтесь
Нужно  включаться в него, вступать в диалог с ним. Кино заставляет думать, и удовольствие приходит именно вследствие усилия, душевной работы. Фильм-аттракцион, к примеру “Пираты Карибского моря”, не требует участия, и после его просмотра вы даже не сможете воспроизвести ход событий, а вот “Патерсона” вы ещё долго будете обдумывать после показа и обсуждать с друзьями. Ваш труд окупится. Впоследствии это даст настоящую привязанность. Смотрите кино в кинотеатре. Во-первых, вам нужно до него добраться, во-вторых, купить билет, в-третьих, вокруг люди, больше вероятность, что вы дадите фильму шанс, а не уйдёте после первых десяти минут просмотра.