События фильма происходят в августе 1970 года в Одессе. 8-летний Валерик вместе с папой (Евгений Цыганов) приезжает в гости к бабушке (Ирина Розанова) и дедушке (Леонид Ярмольник). Однако летние каникулы омрачаются эпидемией холеры, из-за которой город оказывается в изоляции.
Ирина Розанова
Возраст: 58 лет
Родилась: Пенза, РСФСР, СССР
Фильмография: "Жили-были", "Садовое кольцо", "2 дня", "Стиляги", "Облако-рай", "На тебя уповаю!", "Анкор, ещё анкор!", "Коля – перекати поле", "Интердевочка"
Валерий Тодоровский рассказывал в различных интервью, что "Одесса" – это его детские воспоминания. Вам легко было войти в этот мир?
Это время, которое я знаю. Я выросла на Украине. Родители, актёры рязанского театра, каждое лето ездили на гастроли в украинские города. Моя самая первая заграница – город Черновцы, потрясающее место. Мне было семь лет, когда в Одессе началась холера. Во время эпидемии меня там не было, но я приезжала в Одессу позже и помню этот красивый город, каштаны, море. Когда я первый раз на Привозе попробовала "кровяночку" (кровяная колбаса (разг.). – Прим. ред.)... ммм. Такое не забыть.
Можно сказать, что для вас это кино тоже особенное?
Конечно, особенное. Потому что в этом фильме играю не я, а моя мама, если отбросить язык, говор. Всё, что касается внутренней сути, – это моя мама.
Если честно, мне казалось, что вы играете мою еврейскую тётушку, – невероятно похоже.
Мне многие говорят, что узнали в героине свою еврейскую бабушку или тётю. Ищу теперь у себя еврейские корни. (Смеётся.)
Как создавался образ? Был реальный прототип?
Когда я прочитала сценарий, меня очень удивило имя моей героини – Раиса Ировна. Я даже подумала, что это просто шутка такая – отчество из моего имени придумали. Оказывается, есть мужское имя Яир, которое означает "лучезарный". Моя героиня – Раиса Лучезарная. Я очень много читала про Одессу, Валерий Петрович рассказывал про свою маму, про свою родню, про то поколение, про то, как они жили. Что-то рождалось уже на площадке. Моя героиня – это собирательный образ.
Что оказалось самым сложным для вас в этой работе?
Выучить идиш. Это безумно красивый, музыкальный, но сложный язык. Нужно было очень точно интонировать, режиссёр следил, чтобы мы не превращали всё в карикатуру. А иногда очень хотелось похулиганить. Один раз я себе позволила нечто такое, Валерий Петрович услышал, сказал: "Ну вот Сонька Золотая Ручка".
В кадре вы звучите естественно.
Нам помогала Саша Полян, потрясающий педагог по идишу. Ну и мне, наверное, было чуть легче, потому что я с пяти лет музыкой занималась. Я легко схватываю мелодию, интонацию. Но всё равно пришлось много потрудиться. Я смотрела фильмы на идише, слушала старые записи. У меня была запись колыбельной на идише, я слушала и каждый раз рыдала.
Можно сказать, что в определённом возрасте актрисам приходится довольствоваться очень ограниченным выбором ролей?
Это правда. Мало снимают, пишут про возраст. Почему? Это вопросы не ко мне. Но посмотрите, что вытворяет Мэрил Стрип в фильме "Август". Тебя всего выворачивает, когда смотришь это кино. У нас пока не Голливуд, к сожалению, а очень бы хотелось играть и то, и это. Я не могу жаловаться, мне нравятся мои роли и в "Одессе", и в "Жили-были", и в других недавних работах. Но очень интересно попробовать и что-то ещё. Робота сыграть или кикимору. Почему нет? Я всегда открыта к новому.
Герои "Одессы" рассуждают, стоит ли ограничивать себя правилами или нужно отдаваться эмоциям. Вы придерживаетесь какой позиции?
Как же без эмоций прожить? В нашей профессии точно нельзя. У меня родители 60 лет прожили вместе. Знаете, сколько там эмоций было? Батя таким красавцем был – штабелями все складывались. Когда я снялась в фильме "С Новым годом, мамы!" с Аленом Делоном, мне мама сказала: "Ален, конечно, красивый. Но батя был лучше". Понятно, что мозги тоже нужно включать. Но жизнь такая: никогда не знаешь, как обернётся. Я во всём стараюсь находить радость. Есть роли – подарки, есть роли – заработок. Но и заработок нужно превращать в радость. Я по-другому не умею. Не умею работать, как "на конвейере" – чтобы было скучно, лениво, вяло. Нет, я должна всё взорвать, всех завести. Тогда и мне будет кайф, и зрителям.
5 ФАКТОВ О ЗВЕЗДЕ
1. Семья
Детство за кулисами. Ирина родилась в актёрской семье, и отец, и мама служили в Рязанском драматическом театре. В 5 лет она впервые вышла на театральную сцену, после чего решила, что хочет стать актрисой.
2. Характер
Первые неудачи. Окончив школу, Ирина поступила в музыкальное училище, но ушла из него, чтобы поступить в театральный вуз. Первая попытка оказывается неудачной, но на следующий год девушке удалось стать студенткой ГИТИСа.
3. Театр
Любовь и разочарования. Параллельно учёбе Розанова работала в Театре им. Маяковского. В 1988 году она перешла в театр-студию "Человек". В 1991 году стала частью труппы Театра на Малой Бронной, а в 1998 году перебралась в "Ленком". Через год Ирина ушла и из этого театра, после чего решила работать лишь в антрепризах.
4. Кино
Народная любовь. У Розановой более 140 работ в кино и сериалах. Её героини – сильные женщины, умеющие постоять за себя, помогли ей обрести популярность у зрителей.
5. Личное дело
Без комментариев. Актриса не любит распространяться о своей личной жизни. Известно, что позади у неё несколько браков: с режиссёром Евгением Каменьковичем, продюсером Тимуром Вайнштейном, оператором Григорием Беленьким. Детей у актрисы нет.