23 апреля на канале National Geographic стартует второй сезон сериала “Гений”, съёмки которого проходили в Венгрии, где кинопроизводство намного дешевле, чем в других странах. В Будапеште снимали “Взрывную блондинку” с Шарлиз Терон и “Красного воробья” с Дженнифер Лоуренс. Именно в Будапешт газета Metro и отправилась, чтобы побольше узнать о новом “Гении”.

Первый сезон был посвящён Эйнштейну. Создатели долго думали, о ком пойдёт речь во втором. “Не хотелось повторяться, поэтому мы не могли снова взять учёного.  Пытались найти героиню, но у нас не вышло. Нам нужен был такой персонаж, чью гениальность никто бы не мог оспорить, которого знают по всему миру, но при этом не знают все подробности его жизни, его судьба должна быть драматичной и полной удивительных событий, и всего этого должно хватить на 10 серий ”, – объяснил Metro режиссёр Кеннет Биллер. В итоге сошлись на культовом испанском художнике Пабло Пикассо. Биллер не может объяснить, почему он решил, что Антонио Бандерас сыграет Пикассо, но других вариантов даже не было: “Мы ведь даже не знали друг друга, но я был уверен: Бандерас – это Пикассо”.

На интервью Бандерас пришёл в образе 80-летнего Пикассо: “Вы не подумайте, что я такой старый! На мне тонна грима, парик, а ещё мне нос изменили!”, – улыбаясь, поприветствовал меня испанский актёр и расстегнул верхнюю пуговицу рубашки, чтобы показать незагримированную кожу на груди. И правда, энергии 57-летнего актёра позавидует каждый, он устроил из беседы настоящий перформанс – оживлённо жестикулировал, неожиданно вскакивал со своего места и потом также неожиданно усаживался обратно, раскачивался на стуле, казалось, ещё немного и он упадёт.

И каково под конец дня снять с себя весь этот грим?
О! Это замечательное чувство – на миллион долларов! Наносят его 5 часов, а снимают в считанные минуты!  

Это было самое сложное в работе над ролью?
Не буду говорить, что это весело – пять часов сидеть и ждать, пока нанесут грим, но это точно не самое трудное. У сериала же нет цели показать музей восковых фигур, это скучно!  

Боитесь, скажут, что вы не похожи на Пикассо?
Я прекрасно понимаю, что как бы я не изобразил художника, всегда найдутся те, кому не понравится моя работа, они обрушатся на меня с критикой, скажут, что я совсем не похож, не так хожу, не так говорю. Но главное здесь не добиться сходства, а рассказать историю удивительной жизни Пикассо.

На чём она основана?
National Geographic умеет работать с фактами, они собрали очень много данных из разных источников. Я пытался во всём этом разобраться, старался читать между строк. Все книги и фильмы о нём я читал и смотрел с одной целью: понять, каким Пикассо был на самом деле, почему он поступал так, а не иначе. Так что мы все вместе собирали эту историю по частям, аккуратно подбирая нити для ткани повествования – что-то брали из автобиографии Франсуазы Жило “Моя жизнь с Пикассо”, что-то из Picasso: An Intimate Portrait Hardcover (“Камерный портрет Пикассо”, на русском языке книга пока не издавалась – прим. ред.)  Оливье Видмайер-Пикассо.

Вы встречались с Оливье?
Да, внук Пабло помог мне заполнить многие пробелы в истории своего деда.

А кто или что ещё помогло? Например, тот факт, что вы соотечественник Пикассо, тоже родом из небольшого испанского городка Малага?
Конечно! Понимаете, не так много испанцев, ставших героями международного уровня, даже сейчас, а уж тем более в то время, когда я рос. Мне кажется, Пикассо – это самый известный испанец, по крайней мере, это точно самый знаменитый человек, рождённый в Малаге.

Вы в чём-то похожи?
Было бы глупо сравнивать себя с ним. Я не могу ставить Бандераса в один ряд с, вероятно, главным художником XX века.

Это не первый раз, когда вам предложили сыграть Пикассо, почему теперь согласились?
Мне действительно очень часто предлагали эту роль, обычно в фильмах. Я ещё раздумываю над предложением испанского режиссёра Карлоса Сауры. Он давно хочет снять ленту о 33 днях, за которые Пикассо написал “Гернику”. Может, я всё-таки это сделаю. Думаю, в фильм проще уложить  историю про какое-то конкретное событие, например, о создании картины, а вот о судьбе человека можно поведать только в сериале.

Что вам больше всего нравится в сериале?
Нелинейное повествование, ведь обычно в биографических драмах рассказ ведётся в хронологическом порядке. Зритель часто переносится из юности в старость Пикассо, получает ответы раньше самого героя. Например, вы увидите меня на экране раньше, чем Алекса Ричи, хотя я играю пожилого Пикассо, а он – молодого.  

Многих людей, с которыми вы работали, смело можно назвать гениями, например Педро Альмодовар, у которого вы снимались в фильмах "Матадор", “Свяжи меня”, “Кожа, в которой я живу” и других. Прикосновение к гениальности как-то изменило вас? И получается ли у вас дружить с гениями?
Да и да. Давайте разберёмся, какого чёрта людей вообще называют гениями? И кто он – этот гений?

Ну, гений – это тот, чья работа повлияла на всех остальных.
А как повлияла? Может, гений – это тот, кто сделал что-то полезное и хорошее, что положительно повлияло на человечество? В любой сфере есть свои гении? Вот политик может быть гением? А Мать Тереза – гений? Она ведь много хорошего и полезного сделала. В общем, я могу говорить только о своём личном восприятии конкретных людей, потому что само это понятие размыто.

Так, для вас Альмодовар – гений?
Сейчас часто говорят об особом стиле Альмодовара, и даже его имя стало нарицательным, то есть ему удалось создать что-то своё, он смог сломать старые правила игры и придумать новые. А большинство людей пугают изменения. Людям проще, чтобы всё было, как всегда. Многим не нравится, когда приходит кто-то и нарушает установленный порядок. Чтобы замахнуться на возведение новых тотемов и не спасовать перед старыми кумирами, нужно иметь стержень внутри, верить в себя и обрасти толстой шкурой. Когда ты нарушаешь общепринятые устоявшиеся правила, люди оборачиваются против тебя. Любой другой на его месте испугался бы и прогнулся под этот мир, а Альмодовар нет и в этом его гениальность.

Обычно у гениальных людей сложный характер. А у Альмодовара?
Альмодовар сам по себе невероятно хорош, с ним интересно общаться, но вот работать с ним очень и очень трудно. На съёмочной площадке он устраивает настоящий творческий ад, играет с тобой, как кошка с мышкой,  а ты должен робко выполнять все указания. Он демонстрирует свою силу, а ты подчиняешься. Но я не жалуюсь, потому что на выходе фильм получается талантливым. Ему удаётся вытащить из моего подсознания такие вещи, о которых я даже не подозревал.

А Пикассо?
Разумеется! Он на протяжении всей своей жизни работал и продолжал удивлять людей каждой новой картиной. Он всё время думал о том, как создать что-то новое, чего раньше никогда не существовало. Ну а как я могу ответить что-то другое, когда я сам его играю?

Пикассо тоже был человеком со сложным характером. Давайте поговорим о том, как он обращался с женщинами.
Его отношения с прекрасным полом были запутанными.

А брак с русской балериной Ольгой как-то отличался от других?
Не думаю, что происхождение как-то влияло на его отношение к человеку. У Пикассо было много женщин, каждую он любил по-своему, но во всех романах было много боли. Понимаете, он знал, что он хорош, и поэтому он был заносчив. Ведь талант – это что-то, что невозможно отнять, он всегда с гением, неважно, что он делает и с кем.

Говорят, что он обижал женщин…
Они знали, на что шли. Он был очень требователен, нетерпелив. Люди, которые окружали Пикассо, должны были соответствовать художнику. К примеру, если кто-то говорил не с той скоростью или не тогда, когда он готов был слушать, он исключал этого человека из своего круга. Ему нужны были новые люди, каждая новая девушка была его новым стимулом. В каком-то плане, Ольга была одной из его первых жертв. Про Пикассо часто говорят, что он обманывал женщин. Нет, он был открытым, честным и прямолинейным. Он легко мог сказать: я тебя больше не люблю. Например, ему настолько надоела Франсуаза Жило, что он как-то пришёл с ней к Доре Маар и попросил Дору сказать Жило, что они больше не вместе.

Вы не задумывались, почему он так себя вёл?
Он не понимал, что он таким образом обижает людей. Он как большое дитя. Пикассо сделал много великих вещей, но так и остался ребёнком. А 60-летний малыш может быть опасен. И как любого ребёнка, люди любили Пикассо, в отличие от того же Ван Гога. К Пикассо относились как к богу. Он любил людей. Искал в них вдохновение. Женщины влияли на то, что и как он рисовал. Новая муза – что-то новое в его работе. Важно понимать, что даже когда он расставался с девушками, он продолжал о них заботиться, участвовать в их жизни, он их не бросал. Раз в неделю обязательно обедал с Ольгой. С  Мари-Терез Вальтер созванивался на протяжении многих лет. Франсуаза Жило говорила, что женщины были для него словно куклы, лежащие в шкафу, и он всегда мог достать любую и вдоволь с ней наиграться. Франсуаза понимала, что она кукла. Когда ей это надоело, она сама ушла от Пикассо. Я этого ещё никому не рассказывал, но однажды я встретился с Паломой – дочкой Пикассо и Жило, мне удалось поужинать с ней. Я начал говорить с ней по-испански, ведь мой английский тогда был ещё только в зачаточном состоянии, и она стала отвечать на испанском с лёгким французским акцентом. Я уже не помню,что она говорила, но её речь была настолько утомительна, что я глаза закрывались сами собой. В какой-то момент она остановилась и спросила: “Я вам наскучила?” Я начал отнекиваться. Палома такая: “Знаете, у меня ощущение, что я говорю с собственным отцом”. “Конечно! Потому что я тоже из Малаги, у нас одинаковый акцент!”

Вы осуждаете Пикассо?
Я не могу осуждать своего героя. Не стоит вешать ярлыки на людей. Никто не знает правду, никто не скажет, как это было. Все события описаны разными людьми по-разному.

Что бы вы сказали Пабло Пикассо, если встретили его сегодня?
Приезжай в Малагу, чтобы услышать самые громкие аплодисменты в своей жизни!  Увидишь, как изменился твой город, к примеру, там появился музей имени тебя.

Напомним, что Антонио Бандерас был в гостях редакции Metro-Москва. Подробнее об этом читайте ЗДЕСЬ.