Новости

Как наказать ребёнка, но в то же время не обидеть его: советы психолога

Вопрос о наказаниях детей - один из самых спорных
Как наказать ребёнка, но в то же время не обидеть его: советы психолога
Выстраивая границы дозволенного, нельзя применять физическое наказание, обзывать, пугать ребенка, наказывать его публично. Фото https://pixabay.com/
Выстраивая границы дозволенного, нельзя применять физическое наказание, обзывать, пугать ребенка, наказывать его публично. Фото https://pixabay.com/
Марина Мелия. Фото пресс-служба "Эксмо"
Выстраивая границы дозволенного, нельзя применять физическое наказание, обзывать, пугать ребенка, наказывать его публично. Фото https://pixabay.com/1/2

Вопрос о наказаниях детей - один из самых спорных. Одни родители считают, что ремень - отличное средство воспитания, другие - практикуют в семьях вседозволенность без санкций. Кто прав?

Психолог, профессор, автор книги "Отстаньте от ребенка! Простые правила мудрых родителей" Марина Мелия считает, что наказание – обязательный метод воспитания, который помогает в решении очень важной задачи – выстраивании границ.

– Мы наказываем детей не потому, что стремимся отыграться на них или выпустить пар, а потому что хотим пресечь и предотвратить в дальнейшем нежелательное поведение, – говорит эксперт. – Но, наказывая, надо быть очень осторожным: учитывать возраст ребенка, его темперамент, характер. Иначе можно навредить.

При этом кандидат психологических наук особо подчеркивает, что выстраивая границы дозволенного, нельзя применять физическое наказание, обзывать, пугать ребенка, наказывать его публично.

- Я абсолютно уверена, что хладнокровное применение силы и унижения не дают положительных результатов, а вызывают только страх, ненависть, злость и недоверие к миру, провоцируют обиды и неуверенность в себе. И, конечно, приводят к громадным потерям в отношениях между взрослыми и детьми, - говорит Марина Мелия. - Лет 30 назад в Америке я наблюдала за тренингом для родителей. Психолог просил одного из супругов встать на стул, а другого - сесть на корточки и смотреть на стоящего снизу вверх, как малыш смотрит на взрослого. Стоящий на стуле должен был замахнуться и прикрикнуть на того, кто оказался внизу. На тех, кто сидел на корточках, это производило очень сильное впечатление, особенно на мужчин. Они говорили, что почувствовали жуткий страх. Что же испытывает ребенок, когда на него замахиваются и кричат взрослые?

Психолог выделила основные правила эффективного наказания:

  • Наказания надо применять только в том случае, если нет другого выхода. Любой метод воздействия работает тем лучше, чем реже его используют. Пока ребенок совсем маленький, вместо того чтобы наказывать, имеет смысл просто перенаправить его энергию в нужное русло.
  • Надо решить, за что мы наказываем ребенка, и этих "за что" не может быть много. Они должны быть понятными и касаться только важных моментов. Иначе запомнить и выполнить правила будет просто невозможно.
  • За одно и то же нарушение должна быть одна и та же санкция. Нельзя сегодня за проступок наказать, а завтра такой же не заметить – так мы обесцениваем нами же установленные правила.
  • Наказание должно быть соразмерно проступку (например, нельзя наказывать за то, что сделано случайно).
  • Применять меры нужно сразу. "Я расскажу папе, пусть вечером он тебя накажет" - не работает. Если прошло много времени, наказание бессмысленно, особенно для маленьких детей.
  • Действенный способ наказания - демонстрация недовольства: сожаление, разочарование, досада, возмущение – вполне допустимы. Даже если малышу всего год, недовольный взгляд мамы – это очень мощный способ воздействия.
  • Старайтесь избегать крика. Крик всегда вызывает у ребенка испуг, пусть и кратковременный. А испуг - это ступор, замирание, снижение интеллектуальной активности. Если мы хотим, чтобы ребенок сделал уроки, крик точно не поможет.
  • Не запугивайте! Иногда провинившемуся ребенку говорят: "Будешь плохо себя вести - отдам злому дяде" или "Отправлю в детский дом". Эффект примерно такой же, как и от крика. Дети, особенно маленькие, воспринимают слова родителей серьезно, и все эти угрозы вызывают у ребенка ощущение, что он не нужен близким.
  • Иногда можно услышать совет: ответьте ребенку тем же. Он вас укусил - укусите его в ответ, пусть почувствует, что это больно. Он вас обозвал - обзовите его тоже. Но такое "мстительное поведение" только провоцирует "продолжать в том же духе".
  • Психолог не поддерживает традицию ставить ребенка в угол. Вместо этого можно посадить его на "табуретку для наказания", временно изолировать от любых развлечений. Время "ареста" зависит от серьезности проступка и возраста провинившегося. Для маленьких детей рекомендуют тайм-аут всего на несколько минут (по принципу "год – минута", то есть для двухлетнего малыша хватит и двух минут).
  • Наказания должны быть логически связаны с проступками. Если ребенок, скажем, разрисовал фломастерами холодильник – пусть отмывает, разбросал мусор – пусть уберет.
  • В ответ на плохое поведение можно оставить ребенка без чего-то приятного: похода в гости, в кино, ограничить доступ к смартфону.
  • Надо научить ребенка просить прощения у тех, перед кем он провинился.
  • Главное выработать единый подход, создать "единую систему наказаний", которой должны придерживаться все члены семьи.
  • Ребенок всегда должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и, даже будучи наказанным, он не останется без нашей поддержки.