Для многих Петербург – это не только город Пушкина и Достоевского, но ещё и город Цоя. Фанаты музыканта без труда назовут пять-шесть мест, связанных с жизнью и творчеством своего любимого исполнителя и автора.


Памятники Цою открыты в Караганде, Окуловке, Барнауле, Алматы, Петербурге и на трассе в Латвии, где в августе 1990 года погиб музыкант.
Москвичи и гости столицы идут к стене Цоя на старом Арбате, а петербургские фанаты, когда хотят написать письмо Виктору, едут на Петроградку – в музей "Камчатка", открытый в бывшей котельной, где работали Виктор и другие известные музыканты. Цоя вспоминают рядом с граффити на улице Восстания и на Богословском кладбище, где похоронен музыкант.

Дом со шпилем

С 15 до 20 лет Виктор Цой жил рядом с парком Победы (Московский пр., 190) – в знаменитом доме со шпилем, который строился для номенклатурных работников. Сюда семья переехала в 1977 году. В одной комнате жили родители, в другой – бабушка с тётей, а в проходной – Виктор.
По воспоминаниям отца музыканта Роберта Максимовича, иногда Витя закрывался в ванной комнате и тренировал голос – он уже тогда был участником группы "Палата №6".
Отец рассказывал, что по выходным они с женой Валентиной часто уезжали на рыбалку или уходили в гости. Бабушка не выходила из своей комнаты.
Виктор приводил сюда друзей, устраивал вечеринки. Здесь играл на гитаре, сочинял свои первые песни.

Пэтэушник Цой играл на танцах

В ПТУ №61 (ул. Стойкости, 30, к. 2) Виктор Цой поступил в 1979 году.
– Мы учились в параллельных группах, – рассказал Metro петербургский священнослужитель Сергей Учанейшвили. – Близко не общались, встречались в коридорах или в столовой. Витька играл на танцах в ПТУ. Что он исполнял, не помню. Я в то время носил всё чёрное, а вот Витя в этом не был замечен. И мне кажется, что имидж Цой срисовал с меня. Но утверждать не буду. На третьем курсе я женился на своей однокурснице Наташе, потом ушёл в армию. Помню, вернулся, включил телевизор, а там... Цой! Зову Наташу: "Смотри, Витьку по телевизору показывают!" В конце 1980-х он стал собирать стадионы. А в августе 1990-го погиб. Со временем я стал изучать творчество своего однокашника и понял, что в его стихах заложен глубокий философский и религиозный смысл. Взять хотя бы его песню "Звезда по имени Солнце":
"И две тысячи лет – война,
Война без  особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь –   
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами звезды
По имени Солнце..."
На самом деле эта песня о Христе, это его Цой называет звездой по имени Солнце. "Две тысячи лет" –    это  отсыл к Рождеству Христову. Три часа – это три дня, через которые воскрес Сын Божий. И так можно разобрать многие песни Цоя. Своим творчеством Витя сказал всем, что смерти нет. У него огромное количество поклонников. Я один из них, в особые даты провожу концерты его памяти. 21 июня в духовно-просветительском центре Александро-Невской лавры мы проведём концерт памяти. Разные исполнители, и я в том числе, будут петь Витины песни и вспоминать о нём. Приходите!

Культовая котельная

В котельную на ул. Блохина Виктор Цой устроился в 1986 году.

– История "Камчатки" началась, когда я устроился туда работать, – вспоминает Сергей Фирсов, директор клуба и друг Виктора Цоя. – Котельная отапливала один шестиэтажный дом, в котором было женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста. Стали думать, кого брать ещё. Я предложил Цоя. Тем летом он работал в бане на проспекте Ветеранов. Работа занимала всего один час в день, но с десяти до одиннадцати вечера. Ему надо было срываться со всех концертов и тусовок и мчаться на Ветеранов, чтобы из шланга смывать листья от веников в бане. На моё предложение он откликнулся с радостью. Позже здесь работали Башлачёв, Задерия, Котельников. "Камчатка" как котельная существовала до начала 2000 года. После того как дом подключили​ к отоплению, мы стали думать, что делать дальше. В результате в 2003 году удалось открыть здесь клуб.
Сейчас и подвал бывшей котельной, и внутренний двор на улице Блохина, 15, стали культовым местом для поклонников рока: в клубе хранятся вещи музыкантов, а на стенах домов фанаты пишут слова любви и благодарности своим кумирам.

Рок-клуб на Рубинштейна

На Рубинштейна, 13, Виктора Цоя привёл Алексей Рыбин. Музыканты группы "Гарин и Гиперболоиды" пришли писать заявление, чтобы вступить в рок-клуб.

– Я пришёл в рок-клуб позже, –  рассказал Metro историк советского и российского рока Андрей Бурлака. –    Мы были близко знакомы, ходили в гости друг к другу. С 1984 года Витя участвовал в наших фестивалях. До 1988 года у него было по пять-  шесть больших концертов в год. Бешеная популярность пришла, когда на экраны вышли фильмы "Асса" и "Игла" с его участием. Вот тогда он начал собирать стадионы. Страна в то время отчаянно нуждалась в новых лицах. На тот момент все герои рок-н-ролла были взрослыми, состоявшимися людьми – Борис Гребенщиков, Петя Мамонов, Андрей Макаревич. А Цой оказался ближе всех к подросткам. Молодые люди, которые входили в жизнь, равнялись на него, потому что он был одним из них. И к тому же Витя Цой – талантливый поэт. Про музыку такого не скажу. Группа "Кино" редко репетировала, поэтому на концертах все играли кто в лес, кто по дрова. Альбом "Группа крови" был сыгран на фестивале в 1987 году, и группа ушла со сцены в гробовом молчании, потому что песни были ещё недоделаны. Потом, когда записывались, всё было сделано хорошо и качественно.
У Вити Цоя и сейчас, через 32 года после смерти, армия поклонников. Его играют, потому что эти мелодии легко сыграть. В текстах метафизика присутствует, но они простые. У Вити каждая строчка – как законченная мысль. Он на самом деле так мыслил. Когда в 1988 году продюсер Юра Белишкин спросил меня, кого можно повозить по стране, я сказал, что сейчас народной может стать группа "Кино". И не ошибся.

"Витя, мы тебя помним!"

В Петербурге водят экскурсии по местам Виктора Цоя. Это и двор дома №24 по улице Шпалерной, где снимались клипы на песни "Видели ночь" и "Фильмы" (сейчас двор закрыт, здесь идёт реконструкция). Это Эльфийский скверик на Стремянной улице, где собирались представители андеграунда (сейчас в сквере есть детская площадка и указатели с названиями уже несуществующих культовых мест Ленинграда 1980-х).
Уже через много лет после гибели Виктора Цоя в Петербурге появилось ещё несколько мест, связанных с музыкантом.
В 2013 году на ул. Восстания появились граффити с портретом Цоя. Коммунальные службы хотели их закрасить, но за граффити вступился тогдашний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.
Портрет периодически подновляют. Местные жители гуляют на его фоне с собаками, здесь назначают свидания и приезжают сфотографироваться фанаты со всей страны.
Ещё одно новое место – памятник Виктору Цою (работа скульптора Матвея Макушкина) и его гитаре рядом со станцией метро "Проспект Ветеранов". Недалеко от этого места жили музыкант и его жена Марьяна. У памятника каждый день – свежие букеты. Огромная гитара украшена цветочными клумбами.