За свою короткую жизнь Виктор Цой успел стать не только культовым музыкантом, но и актёром. Сам он сыграл немного ролей, но и спустя десятилетия картины о лидере "Кино" снимали именитые режиссёры. Сегодня вспоминаем атмосферные ленты с участием "последнего героя" и фильмы, снятые после его смерти.

"Йя-Хха" (1986), режиссёр Рашид Нугманов

В середине восьмидесятых студент ВГИКа Рашид Нугманов снял исследовательское кино про участников Ленинградского рок-клуба. В то время, кстати, молодые советские рокеры вовсю снимались в студенческих фильмах (например, Вячеслав Бутусов и Настя Полева у Алексея Балабанова). Цой вместе с Константином Кинчевым, Майком Науменко и другими членами Ленинградского рок-клуба оказались в объективе Рашида Нугманова. Фильм бессюжетный, не игровой, скорее документальный, чем художественный, – вольные зарисовки тех лет и культовых нынче мест.

"Асса" (1987), режиссёр Сергей Соловьев

Наверное, самый яркий образ Виктора Цоя запечатлел Сергей Соловьёв в своей "Ассе". Кстати, фильм посмотрели почти 18 млн зрителей. Ходят слухи, что как-то Соловьёв услышал песню "Мы ждём перемен" в живом исполнении и уговорил Цоя отложить её выпуск и спеть её в финале фильма. Картина относится к бессмертной классике, поэтому смотреть "Ассу" стоит всем. Романтическая история здесь гармонично переплетается с криминальной составляющей, которая, в свою очередь, вполне убедительно показывает ситуацию в стране тех лет.

"Игла" (1988), режиссёр Рашид Нугманов

Многие убеждены, что лучшая роль Цоя в кино – это молчаливый одиночка Моро, который противостоит банде торговцев наркотиками. Кстати, фильм "Игла" стал лидером советского проката, собрав 14,6 млн зрителей, а Виктор Цой был признан лучшим актёром 1988 года. Картина Нугманова получилась совершенно вневременной – благодаря многочисленным вставкам советских эстрадных песен и телерадиопостановок в ней создавался какой-то параллельный, загадочный мир.

"Лето" (2018), режиссёр Кирилл Серебренников

В Ленинграде 80-х годов работает рок-клуб, однако над ним всё ещё довлеет советский строй: слушать музыкантов можно, а вот приплясывать – только сидя. Бессменной звездой этой площадки является лидер группы "Зоопарк" Майк Науменко (Роман Билык, он же Рома Зверь), который вместе со своей женой Натальей (Ирина Старшенбаум) однажды встречает на пляже русского корейца Виктора Цоя (Тео Ю). Это становится началом прекрасной дружбы, хоть и несколько осложнённой отношениями втроём. Фильм Кирилла Серебренникова не похож на байопик, а больше напоминает атмосферную летнюю музыкальную фантазию, Но, тем не менее, вполне заслуживает внимания зрителя.

"Цой" (2020), режиссёр Алексей Учитель

Несмотря на прямолинейное название, это не байопик, а роуд-муви с вымышленным сюжетом про то, как родственники и друзья погибшего Цоя перевозят на автобусе его тело из Латвии в Ленинград. В "Цое" почти нет Виктора Цоя, он появляется лишь в архивных кадрах. В сцене аварии его играет актёр, лица которого не видно. Режиссёр в своих интервью подчёркивал, что эта картина – фантазия на тему, а не фильм по реальным событиям. Его главной задачей было не сделать ленту, в которой пересказывались бы факты, а понять и ответить на вопрос, почему музыка Цоя спустя десятилетия после его смерти по-прежнему популярна. Получилось ли у Учителя найти ответ, неизвестно. Во всяком случае, критики и зрители картину не оценили.