Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на набережной Лейтенанта Шмидта, на одну ночь превратилась в съёмочную площадку. Здесь венчали героев романа Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова и Элен Курагину и отпевали графа Илью Ростова.

Британская корпорация BBC, взявшаяся за экранизацию романа-эпопеи, решила не строить декорации в павильонах, а работать в настоящей православной церкви.

ВЕНЧАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ...

Продюсеры согласовали все действия с Москвой, съёмку в храме благословил патриарх Кирилл. В назначенную ночь после вечерней службы в храме выставили свет, привезли камеры. Исполнители главных ролей собрались возле алтаря. Остальное пространство церкви заняли актёры массовки.

– Сначала снимали венчание Пьера и Элен, их играют Пол Дано и Таппенс Мидлон, – рассказал Metro актёр массовых сцен Дмитрий Московский. – Мы изображали гостей, пытались понять, кто из новобрачных нас пригласил. В результате решили, что представляем сторону невесты. Согласно роману «Война и мир», Безухов – байстрюк, и ему особо некого было звать...

Для венчания «гостям» выдали парадные костюмы, соответствующие моде начала XIX века.
– Мне достались жёлтая жилетка и красный сюртук, – говорит Дмитрий Московский. – Если бы я жил в ту эпоху, то именно так бы и одевался.

Молодожёнов попросили встать на подставку, чтобы они выделялись на общем фоне. Роль священника сыграл российский актёр.

– В церкви на протяжении всего съемочного процесса находились два священнослужителя, – вспоминает Дмитрий. – Они следили за процессом венчания, иногда делали замечания артистам массовки. Если бы съёмки периодически не прерывались, у меня бы возникло ощущение, что присутствую на реальном венчании.

Примерно через три часа актёров массовой сцены посадили в автобус и отвезли переодеваться в ДК имени Горького.

ГРОБ ДЛЯ АКТЁРА

Спустя некоторое время массовку снова доставили в церковь – им предстояло сыграть в другом эпизоде.

– В помещении храма стоял гроб. Мы увидели, как исполнитель роли Ильи Ростова, британский актёр Эдриан Эдмондсон, лёг в него. Публика заволновалась: многие начали говорить о том, что русский артист ни за что бы не согласился сниматься в гробу, обязательно попросил бы дублёра. А этот ничего – лежит, ещё и улыбается. Над гробом с актёром подвесили камеру. Вот её Эдмондсон испугался: если бы агрегат упал на актёра, мало бы не показалось...

Отпевание снимали около двух часов. К гробу подходили гримёры, поправляли макияж «покойному». Ему подкрашивали губы, припудривали щеки, чтобы скрыть здоровый румянец. От софитов в церкви стало жарко: у актрис, играющих безутешных вдову и дочь, потёк макияж.
– Мне приходилось присутствовать на съёмках многих российских фильмов, – говорит Дмитрий Московский. – Наши актёры часто капризничают. А британцы вели себя идеально, ни на что не жаловались и чётко исполняли команды режиссёра.

Актёрам массовых сцен строго-настрого запретили во время съёмочного процесса доставать телефоны. Да никто и не стремился попасть в исторический фильм с современным гаджетом в руке.
К тому же большинство иностранцев, снимавшихся в Петербурге, мало известны широкой публике, и никто к ним с просьбой сфотографироваться на память не приставал.

Отрывались участники массовки в перерывах – снимали себя и друг друга.
   – Перед венчанием мы сфотографировались в парадных костюмах, – рассказывают актёры. – Потом, перед «отпеванием», запечатлели себя уже в тёмных накидках.