Проект будет осуществлён на бывшей территории Сталепрокатного завода в западной части Васильевского острова. Зарубежный девелопер намерен возвести там около 130 тыс. кв. метров жилья, коммерческие площади, подземный паркинг и детский сад. Застройщиком выступает крупная петербургская компания.

Новые корпуса будущего жилого комплекса расположатся на едином стилобате, образуемом кровлей паркинга. Высота зданий не превысит 10 этажей.

Особенностью проекта станут восстановленные здания заводоуправления Сталепрокатного завода на углу 25-й и Косой линий, а также канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней на углу Масляного канала и 25-й линии. Эти здания были построены в 1931 году по проекту выдающегося советского художника и архитектора Якова Чернихова. Сооружения, являющиеся памятниками конструктивизма, последние годы находились в запустении.

Существовало несколько проектов восстановления «Красного гвоздильщика». В Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова в своё время предлагали создать в цехе квартиры-лофты, а Фонд имени Якова Чернихова разработал концепцию музея ленинградского конструктивизма и учебно-исследовательского центра русского авангарда.

– К "Красному гвоздильщику" власть равнодушна, – жаловался ранее Metro внук автора памятника архитектор Андрей Чернихов. – У нашей власти недостаточно вкуса, культуры, которая позволяла бы, даже если лично им что-то не нравится, понимать ценность созданного.

В итоге же в восстановленных зданиях запланировано размещение торговых и культурно-развлекательных площадей. Строительство жилого комплекса и приспособление памятников рассчитано на 5 лет. В данный момент ведётся проектирование.

Канатный цех с водонапорной башней и здание заводоуправления – не единственные исторические постройки, включённые в проект. В планах застройщика – воссоздание краснокирпичных фасадов Сталепрокатного завода и внешнего облика так называемого особняка Шопена, расположенных на 25-й линии. Двухэтажное здание в стиле эклектики было построено в 1856–1859 годах по проекту архитектора Франсуа Дезире.  Краснокирпичные заводские постройки также возводились в XIX веке. Здания были снесены в 2011 году.

– «Красный гвоздильщик» – один из главных объектов всего ленинградского авангарда. Он постоянно привлекал большое внимание наших зарубежных коллег. Когда они приезжали в Петербург, то, вместо того чтобы гулять по центру или любоваться панорамой Невы, отправлялись на 25-ю линию Васильевского острова, чтобы воочию увидеть этот шедевр. То, что его начнут реставрировать, безусловно, хорошо, – уверен историк архитектуры ленинградского авангарда Борис Кириков.

При этом в беседе с Metro эксперт подчеркнул, что в нашем городе есть ряд других памятников промышленной архитектуры, нуждающихся в сохранении. Прежде всего это фабрика «Красное знамя» на Петроградской стороне и мясокомбинат имени Кирова на Московском шоссе. Сейчас судьба обоих комплексов остаётся неясной.

– "Красное знамя" было построено выдающимся Эрихом Мендельсоном при участии ленинградских архитекторов. Там всё зависло в неподвижности. Во всяком случае на сегодняшний день это пустующий объект, который несёт выдающееся истроико-архитектурное значение. Само имя Мендельсона уже о многом говорит – это один из крупнейших архитекторов первой половины XX века, – говорит Кириков. – Мясокомбинат имени Кирова всё ещё остаётся в состоянии выявленного объекта. Это при том, что совершенно второстепенные сооружения у нас большими группами систематически переводятся в памятники.