День Октябрьской революции в России не отмечают с 1992 года. Но в Петербурге по-прежнему работают музеи, где память о Ленине живее всех живых.

Владимир Ильич Ульянов за несколько месяцев пребывания в Петрограде посетил множество мест, успел пожить в разных квартирах или хотя бы выступить на собраниях в домах у соратников.   

В советские годы в городе, ставшем колыбелью революции, было более десяти музеев, имеющих отношение к Ленину. Историки отследили практически каждый шаг Ильича. На сегодняшний день некоторые музеи-квартиры превратились в жилые помещения, в других находятся фонды ныне существующих музеев.

Сейчас погрузиться в атмосферу 1917 года можно в мемориальном комплексе «Шалаш Ленина в Разливе», в музее «Смольный», где сохранились комнаты Владимира Ильича Ленина и его супруги Надежды Константиновны Крупской, а также в двух филиалах: Музее-квартире Елизаровых на улице Ленина и Музее-квартире Аллилуевых на 10-й Советской улице. Но и эти «островки революции» делают упор не на историческую личность, а в основном рассказывают о быте жителей Петрограда начала ХХ века.

– Мы не стесняемся наших главных героев, – рассказывает Metro заведующая Музеем-квартирой Аллилуевых Анна Царькова. – Если бы не Ленин и не события 1917 года, нашего музея просто бы не существовало. Но время диктует свои законы. Поэтому, когда к нам приходят посетители, мы подробно рассказываем, как в начале ХХ века жила семья квалифицированного рабочего Аллилуева.

Официальная квартира. Ульяновы жили на широкую ногу

В советские годы в Музее-квартире Елизаровых, где останавливались Ленин и Крупская, красивую люстру заменили одинокой лампочкой. Мраморный столик, кожаное немецкое кресло и другие «буржуазные излишества» старались скрыть от глаз посетителей. Теперь все эти мелочи, характеризующие быт семьи, вернули.

Квартира Елизаровых была единственным официальным местом жительства Ленина в Петербурге. Сохранилась домовая книга, где он зарегистрирован. Здесь же есть запись, что проживал у Елизаровых Владимир Ильич  не один, а вместе с супругой – Надеждой Ульяновой.

– Мы привыкли, что жену Ленина звали Надежда Константиновна Крупская, – говорит заведующая Музеем-квартирой Елизаровых Нелли Приваленко. – Но на самом деле у них с Владимиром Ильичом была одна фамилия, Ульяновой она стала после венчания в Шушенском. Телефона в квартире не было. В доме было два аппарата: один на первом этаже, второй в квартире инженера на четвёртом. Ленин разговаривал по обоим аппаратам, нам достался нижний экземпляр.