Среди ключевых направлений на следующий год – российское искусство (новая галерея Николая I, залы русской скульптуры), восточная коллекция (постоянный зал азиатского искусства в Старой Деревне), диалог культур (выставки в Екатеринбурге, Казани, посвященные ар-деко и исламскому искусству).

Инновационные проекты

Эрмитаж активно развивает цифровые и образовательные проекты. Анонсирован выпуск второй серии арт-токенов с картиной Лукаса Кранаха Старшего "Венера и Амур", средства от продажи которых пойдут на реставрацию произведений из собрания Эрмитажа.

"Мы представляем следующий этап проекта по гуманизации новых технологий. Проект успешен со всех сторон – и с чисто искусствоведческой, и с законодательной, и с экономической", – заявил Михаил Пиотровский.

Проект развивает модель поддержки искусства, в которой современные технологии превращаются в инструмент сохранения культурного наследия.

Цифровизация коллекции

Музей остается медийным лидером: 6 млн посетителей сайта, 5 млн – в соцсетях, теле- и радиопрограммы, собственный канал в Telegram и даже эксперименты с аватарами-клонами директора на 15 языках.

Михаил Пиотровский сообщил о гигантской работе по переходу на современные системы учета и доступности коллекции, насчитывающей миллионы предметов. "Музей – это учёба. Существует государственный каталог, там находится уже 2 800 000 единиц. На сайте идёт оцифровка, уже оцифровано 3 000 000 экспонатов. Идёт регулярная проверка: 80 000 предметов проверено в этом году", – заявил генеральный директор.

Системная реставрация

Одним из главных достижений года Михаил Пиотровский назвал перезапуск системной реставрационной деятельности, которая теперь не подчинена исключительно подготовке выставок.

"Благодаря новой системе у наших реставраторов "развязались руки". Они начали заниматься не только подготовкой выставок, а самыми главными – своими задачами. В результате мы выставляем каждый месяц шедевр", – отметил он.

Были отреставрированы и показаны публике уникальные объекты: шпалеры из серии "Времена года", древнеримская фреска с птицей, работы Лукаса Кранаха Старшего. Особую гордость представляет создание в России уникальных мастерских, например, для реставрации крупных шпалер, которые раньше нужно было везти заграницу.