Metro, Сообщество питерских блогеров и городская программа St. Petersburg Card при поддержке ПАО «МКБ» продолжают проект-гид по музеям «Петербург изнутри»

Историческое здание на Мойке, 32, где располагаются Музей печати и книжный магазин с редкими изданиями, чего только не помнит: десятилетия до революции здесь был доходный дом, одновременно с ним – фотостудия, куда приезжала даже царская семья, а в начале XX века – издательство, где работал Ленин.  

В Музей печати нужно идти с детьми: здесь показывают, как жили петербуржцы в конце XIX века и как выглядел издательский комплекс в начале века XX. Экскурсии обычно начинаются с комнат доходного дома.

Приводите детей
– Дворник тогда назывался дворщиком, а швейцар был очень уважаемым человеком: в нашем доме уже тогда стоял лифт, и подняться в нём можно было только в сопровождении швейцара. Считалось, что управлять сложной гидравлической машиной мог исключительно он, – рассказывает экскурсовод Ольга Мазунина.

Как был устроен доходный дом, показано на большом макете: в полуподвале жили дворники, дешёвые квартиры располагались на чердаке и верхних этажах, а на втором и третьем снимали комнаты (число которых могло исчисляться десятками!) богатые петербуржцы. Барский кабинет и гостиную восстановили в квартире №4 того же дома (сейчас, кстати, он тоже жилой): от «прежней жизни» здесь остались механический звонок, ручка двери, ящик для писем и номер. Остальное «убранство» с исторической точностью было воссоздано: декор, подлинная мебель и музыкальные инструменты – здесь как будто жил известный певец, к примеру, Шаляпин.

– Тогда было модно комнаты оформлять в одном цвете. Сначала покупали самое дорогое – мебель. Тканью какого цвета она была обтянута – такие подбирали обои, ковры и даже люстры, – говорит наш проводник.
Вместе с бытовой историей вы погружаетесь в историю музыкальную: на экскурсии можно увидеть и послушать редчайшие инструменты, граммофоны, музыкальную шкатулку и даже механического соловья.

«Комната Ильича»
В той же квартире показана и редакция Алексея Алексеевича Суворина, сына известного в Петербурге писателя и журналиста Алексея Сергеевича Суворина. Одна комната – для корреспондентов, другая – для редактора. За точно таким же столом, в точно такой же обстановке работал Владимир Ленин: в 1917 году он вернулся из эмиграции в революционный Петроград и вошёл в редколлегию газеты «Правда», именно в ней были напечатаны знаменитые «Апрельские тезисы». С марта по июль 1917-го «Правда» издавалась здесь, на Мойке.

– Точно таким пером писал редактор, таким пресс-папье промакивал написанное, а вот на этом валике с водой смачивал марки перед тем, как наклеить на письмо, – показывает экскурсовод.

Типографию на Мойке тоже сохранили – и это уникальный случай. Во-первых, здесь остались метлахская плитка и перекрытия, во-вторых, в огромном зале музей собрал историческое типографское оборудование. Прямо здесь на мастер-классах можно набрать из свинцовых букв строку, попробовать написать пером послание или напечатать что-нибудь на пишущей машинке. Есть здесь и советские экземпляры, и любимый писателями американский «Ундервуд».