Питер Хёг и "Смилла и её чувство снега" - почти не разделимы. Самый знаменитый роман датского писателя опубликован в 1992 году и экранизирован в 1997 году. Почти все его произведения переведены   более чем на 30 языков, а книги распространяются миллионными тиражами.

Питер Хёг, когда пишет свои книги, общается со всем миром,  в принципе не следит за модой, мечтал выучить русский и любит Достоевского. Самый знаменитый в России датский писатель приехал в Петербург 3 сентября, а уже сегодня, 4 сентября, он дал большую пресс-конференцию.

- Я не пишу свои книги для идеального читателя, у меня нет представления о нем. Но у меня есть странное чувство,  что я общаюсь со многими. Не знаю откуда оно, для меня это мистика. И не понимаю выражения "одинокий писатель" -  когда я пишу, я не одинок.

Питер Хёг неоднократно упоминал о том, что его писательство тесно связано с медитацией. Её он использует, чтобы раскрыть сознание.

- Когда мне было 25 лет, мы были  в рейсе (Питер Хёг служил моряком в молодости - прим. ред.) и 14 дней подряд не спускались на сушу. И наконец прибыли к Азорским островам. Я пошел в старую часть города, сел на скамейку и сознание открылось. Это было удивительно. Ощущение продолжалось целых 30 минут. Тогда я понял, что действительность может быть другой.

Чтение - всему голова

Питер Хёг открыл небольшую тайну, как они супругой Ханной Лиль прививают своим детям любовь к чтению.
- Мы с супругой преподаем, работаем с молодежью и выработали свою систему. И у нас есть небольшая тайна. Когда наш ребенок прочитал книгу, мы не спрашиваем его, что он понял и о чем она. Мы спрашиваем, что он почувствовал. Так завязывается душевный диалог. Мне всегда читали книжки перед сном, и теперь я всегда читаю книжки перед сном своим детям.

Питер Хёг рассказал, что в детстве очень много времени проводил в библиотеке. Он читал все, что попадалось под руки, - это был и Вальтер Скотт, и Чарльз Диккенс, и книги о Тарзане, и книги для мальчиков. Кроме того, Хёг признался, что ему очень нравится русская классическая литература - писатель признался, что у него особое отношение к  Горькому, он любит творчество Достоевского.

Однако о своих произведениях Хёг предпочитает не задумываться - у него нет любимых книг и героев. И даже продолжение ни одного из них он писать не собирается.

- Настоящий писатель должен уделять внимание той книге, над которой он сейчас работает. Писатель ищет что-то совершенное, но никогда не находит. Прежние книги остаются в прошлом. У меня был соблазн написать продолжение - но я боюсь повториться. Банальность убивает креативность.

Один день из жизни Питера Хёга

Питер Хёг, рассказывая о своем образе жизни, ответил и на вопрос о том, как он относится к "хюгге" - образу жизни, который сегодня становится модным.

"Хюгге" происходит от норвежского слова, означающего благополучие, благосостояние. Сегодня интерес к нему во всем мире растет. В одном из колледжей Великобритании преподают курс датского хюгге, по всему миру появляются пекарни, магазины и кафе в стиле хюгге.  В интерьере датчане предпочитают светлые оттенки: белый, серый, пыльно-голубой. При этом они много внимания уделяют мягкому освещению. Одно из обязательных условий хюгге – быть добрым к себе, баловать себя и давать себе и другим возможность отступить от здорового образа жизни.

Питер Хёг сказал, что в принципе не знает, стало ли "хюгге" модой, у него есть свои принципы жизни, которых он придерживается.

- Я не настаиваю на какой-либо религии, не настаиваю на определенном образе жизни. Если человеку комфортно жить в каких-либо условиях, то почему бы и нет. Я считаю себя свободно мыслящим, уважительно отношусь к любой религии, но при этом не закрываюсь ни на одной из них. Это касается и образа жизни.

Кроме того, Питер Хёг рассказал, как проходит его обычный день, когда он пишет книгу.

- Буквально недавно я закончил новую книгу. Писал я ее два года, и вот как проводил время. На полгода я уезжал в ретрит (поездка, во время которой Хёг посвящает себя духовной практике и написанию книг- прим ред.) в свой дом, там окна у меня выходят на море. Утром я вставал, посвящал 2-3 часа медитации, потом завтракал. У меня всегда одна и та же каша с фруктами и сливками, и один и тот же чай - с молоком и медом. Половину чашки я выпиваю, половину беру с собой за рабочий стол. На столе лежат 10 карандашей и упаковка бумаги. Я затачиваю 10 карандашей, читаю то, что написал ранее. После этого наступает прилив особой энергии - и я начинаю писать, делаю это быстро, в течение одного или двух часов.

Остаток дня Питер Хёг посвящает медитации, общению с женой - она живет в 15 минутах от дома, где пишет супруг.  Так, за два года появилась новая книга. О чем она - Хёг не говорит, название и содержание он держит в строжайшем секрете ото всех. Как утверждает сам писатель, если до выхода книги кто-то ее почитает и  начнет критиковать, у Хёга пропадет внутренняя уверенность.

Кстати, черновики Хёга не достанутся даже потомкам - первоначальный текст он пишет от руки, а потом перепечатывает на компьютере. Отработанный материал он отдает детям - они рисуют на обратной стороне, а потом выбрасывают использованную бумагу.