"Большой Джазовый Оркестр" Петра Востокова 12 октября впервые выступит в Петербурге и представит программу "Джаз мирового кино". В этот вечер на сцене музыканты исполнят джазовые версии мелодий из знаменитых фильмов, под которые любой желающий сможет потанцевать.
Уникальный коллектив специализируется на музыке 20-40-х годов 20 века. Главное, в чем состоит идея Петра Востокова и его "Большого Джазового Оркестра" - джаз должен звучать без импровизаций, ровно так, как его задумывал автор. Музыкантам удается доставать и "оживлять" старинные партитуры уникальных произведений.
О том, почему основатель "Большого Джазового Оркестра" Петр Востоков не захотел работать у Игоря Бутмана, почему так долго не мог доехать до Петербурга и почему не ему не нужны спонсорские деньги, - в интервью, которое он дал Metro в преддверии большого концерта.
Считанные дни...
Как ощущения сейчас, осталось чуть меньше месяца до концерта в Петербурге?
- Это наше первое выступление в Петербурге, все мысли об этом. Для нас это большое-большое событие. Сейчас, накануне концерта мне довольно тревожно, это будет огромный зал. Так получилось, что мы много где были, а вот в ваш город не могли никак доехать. Знаю довольно многих музыкантов петербургских, некоторые даже участвовали в нашем коллективе, приезжали в Москву поиграть на концертах.
"Музыки из "Ла-Ла Ленд" вы не услышите"
Из чего будет состоять программа?
- У нас будет кино-музыкальная история в хронологическом порядке. Что-то делаем специально под концерт, а какие-то произведения - это что, мы всегда играем. Основная тема - это джаз, который звучал в кино. Начнем с раннего - с первых звуковых фильмов! Например, "Певец джаза" - оттуда возьмем композицию "Голубые небеса". Исполним композицию "Уноси ноги", она знаменита сегодня по фильму с Леонрадо Ди Каприо "Авиатор", однако первоначально ее исполнили в фильме "Король джаза". А вот музыки из "Ла-Ла Ленд" или "Артиста" в нашем исполнении, конечно же, быть не может - мы специализируемся на исторических композициях.
Планируется, что концерт пройдет в два отделения по 50 минут, а в антракте любой желающий сможет получить уроки танцев от профессионалов.
"Я бываю жесткий. Я бываю разный"
- Мне сейчас 32, в нашем оркестре, где играют 18 человек, в основном - ровесники, люди, которым от 28 до 37 лет. У нас дружеские отношения и случайных людей нет. Но это не мешает напоминать мне своим коллегам о таких понятих, как дисциплина. Без жесткого управления иногда невозможно продвижение коллектива, невозможно просто репетировать. Нужна воля одного человека, и я имею право решающего голоса. А подстраиваться под желания каждого я не буду.
Помимо работы в оркестре, музыканты участвуют и в других проектах. Как рассказал Петр Востоков, его дни могут быть совершенно разными.
- Бывают дни полностью в репетициях, которые могут начинаться в абсолютно любое время. Бывают дни, посвященные выступлениям. А бывает, что я полностью провожу время дома, занимаюсь подготовокой нотного материала, пиаром концертов.
О жене и конкуренте Бутмане
- Это человек, который придумал наш Большой Джазовый Оркестр. А вот я, Петр Востоков, - второй человек. Сама идея создать коллектив в том виде, в котором он есть сейчас, со всеми принципами и политикой, принадлжеит ей.
Я не сраз ушел в свободное плавание, оставив работу в больших коллективах Бутмана и Лундстрема. Изначально это был эксперимент, мы пытались просто воплотить и посмотреть, что будет. Чем больше проходило концертов "Большого Джазового Оркестра", тем больше коллективы, в которых я работал, становились для меня конкурентами.
"Я могу обеспечить себя и без оркестра"
- Музыканты в нашем коллективе хорошо востребованы и могут достаточно заработать в других проектах, впрочем как и я могу обеспечивать себя и без оркестра. Благодаря этому выступления "Большого Джазового Оркестра" мы можем полностью посвящать той музыке, которая нам нравится.
Помимо музыкальной деятельности Петр еще и преподает - там, же, где учился, в "Гнесинке", на месте своего преподавателя.
- Там нет ничего криминального, я никого не смещал. Просто человек ушел и я стал на его место. У меня сейчас 6 студентов по классу "трубы".
О спонсорах и моральных принципах
- За все годы существования наш оркестр не участвовал в чем-то ради коммерции. Если и были "денежные" проекты - то только потому, что это было интересно с музыкальной, творческой стороны. Нам не приходилось заниматься чем-то, за что было бы неприятно. У нас есть богатые друзья и поклонники, но мы пытаемся ни от кого не зависеть, не быть кому-то должным. Если бы в нас кто-то финансово вкладывался - я не считал бы это правильным.
О загранице
- За рубежом мы пока не бывали. Было несколько предложений. Но мы живем полностью на своей окупаемости, и вывезти большой коллектив довольно сложно материально и юридически. Звали нас в Нью-Йорк на престижный конкурс бальных танцев - мы должны были быть музыкальным сопровождением. Однако по американским законам, если местный работодатель приглашает иностранцев, он обязан предоставить такое же количество рабочих мест местным музыкантам. А это моментально удваивает все расходы. Такая ситуация стала преградой для нашего работодателя, и поездка не сложилась.
О джазе и странных поклонниках
Джаз - это музыка для избранных?
- Не люблю такие вопросы. Есть музыка хорошая и плохая, скучная и прекрасная. У действительно хорошей музыки любого жанра - широкая аудитория. Порой, приходится сталкиваться с критикой странной, необоснованной: "Не то платье у певицы", "Вы такие классные, но увольте такого-то - без него было бы лучше". Такое слышать обидно.
О мечтах
- Мечтаю, чтобы был полный зал 12 октября в Петербурге. Чтобы быда отдача зрительская, чтобы те, кто посетил концерт "Большого Джазового Оркестра", написал:" Это было здорово!". Если это будет действительно здорово. Все мои мечты имеют краткосрочный характер. Так им легче сбываться.