Накануне общественники хотели инициировать проверку петербургского музея современного искусства "Эрарта" на экстремизм. Возмущение вызвали арт-объект "Распятый Шива" в виде статуи Христа с шестью руками (автор - Анфима Ханыкова) и картина «Нары» с нацистской символикой (автор - Савелий Лапицкий).

Экспонаты петербургского музея просят проверить на экстремизм

Изучив внимательно претензии, которые общественники выдвинули музею через СМИ, представитель "Эрарты" высказал Metro мнение о ситуации вокруг экспонатов. Прежде всего в музее отметили, что никаких запросов от Прокуратуры не получали.

"О подозрении господина Литке (один из общественников, обвинивший музей в экстремизме - прим.ред.) в пропаганде нами экстремизма узнала от СМИ, - сообщает пресс-служба музея. - Тогда же мы узнали о существовании этого господина и о координируемом им проекте “Типун”, называющим себя общественным движением. Представление о целях этой организации мы получили из ее официального веб-сайта. Мы не хотели бы вносить свой вклад в раскрутку этого движения, но вынуждены реагировать на их провокацию. Мы хотим заявить, что Эрарта является глубоко гуманистическим проектом, пронизанным любовью и уважением к людям. Эрарта принципиально избегает политических, религиозных и иные диспутов и пропагандирует полную толерантность. Мы находим все обвинения г-на Литке безосновательными, идущими вразрез с идеологией Эрарты и порочащими ее репутацию".

Представители "Эрарты" отметили, что их юристы готовы дать мотивированный ответ на любые обвинения данной организации, если они будут сформулированы в терминах действующего законодательства, а не на языке, воспаленном типуном.

"Кроме того, мы считаем, что призывы г-на Литке к выявлению внутреннего врага в то время, когда нашему народу нужно сплачиваться для решения сложных задач, не способствуют и даже мешают их решению", - отмечают сотрудники музея.

Также представитель "Эрарты" отметил, что автор работы "Распятый Шива" - Анфим Ханыков, талантливый скульптор из Ижевска. Он никогда не занимался политикой.

"Он живет в мире и ощущает себя частью этого мира, и в этом смысл его работы “Распятый Шива”, - отмечают в музее. - Соединение символов христианства и индуизма в одном изображении буквально и потому предельно доступно выражают призыв к единению всех людей, вне зависимости от особенностей их культуры и религиозных убеждений. Скульптура Анфима Ханыкова является наглядной визуализацией идеи великого гуманиста Махатма Ганди о том, что все люди – братья. Это произведение пропагандирует толерантность и любовь к ближнему, и потому не может оскорблять чувства верующих. “Все люди братья” – так и написано крупными буквами на стене в выставочном зале Эрарты рядом с “Распятым Шивой” Анфима Ханыкова".

Про другую работу, вызвавшую спор, также рассказали подробней:

"Пронзительная автобиографическая работа "Нары" выполнена Савелием Лапицким, героем Великой Отечественной войны, дошедшим до Берлина и освобождавшим узников фашистских лагерей, - сообщили в пресс-службе. - Однако, эта картина не о войне. И потому она не может оскорблять память Победы в Великой Отечественной войне, в чем ее пытаются обвинить, а о послевоенном периоде в истории нашей страны. После возвращения домой по окончании войны Савелий Лапицкий оказался среди заключенных ГУЛАГа, и, как у всех жертв сталинских репрессий, его главной болью стало объявление его врагом собственного народа. Что может быть ужаснее для человека, чем лишение его права считать себя сыном своей родины? Эта картина глубоко патриотична по своему духу, потому что возводит чувство принадлежности своей родине в ранг наивысших человеческих ценностей, наряду с жизнью и свободой. Кроме того, она напоминает нам о том, что наш народ – не абстрактное понятие, но каждый из нас, и что героическая история нашего народа складывается из личных историй каждого отдельного человека. Только помня о каждом, мы не искажаем историю. Что же касается подозрения картины Лапицкого, обвиняющей фашизм в преступлении против человечества, в экстремизме или пропаганде фашизма на основании того, что на картине присутствует свастика, - можно только напомнить очевидное: нельзя разоблачить зло, не показав его. Игнорирование этой истины может довести до абсурда, например, до обвинения в пропаганде нацизма фильма Михаила Ромма “Обыкновенный фашизм”."