20 лет назад «Штандарт» – копия фрегата Петра Первого – был торжественно спущен на воду. Последние десять лет он бороздит морские просторы Европы и ни разу не приходил в Россию. На борту парусника побывал журналист Metro

Своё 20-летие парусник отмечает в очередном морском походе. Незадолго до этого фрегат на несколько дней пришвартовался в Хельсинки – в одной из самых близких точек к Петербургу.

Мечты сбываются

Фрегат «Штандарт» строился больше семи лет и в начале сентября 1999 года был спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство». В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства – по городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. Неоднократно участвовал в празднике выпускников – исполнял роль «Алых парусов».

– Это был корабль мечты, – говорит капитан Владимир Мартусь. – На фрегате занимались дети и взрослые. Но в 2009 году нам пришлось покинуть Россию.

Капитан не может подставить корабль

– «Штандарт» изначально был под надзором Государственной инспекции по маломерным судам, куда раньше входили судна, длина которых не превышает 24 метров, – объясняет Владимир. – Мы вписывались в эти параметры. Позже правила изменились, и маломерными стали считаться парусники длиной до 20 метров. ГИМС сняла нас с регистрации. Мы вернули её по суду, но в России с такими размерами мы всё равно не имеем права ходить в море: можем только стоять у берега. Сейчас судовой билет, выданный ГИМС, даёт нам право носить российский флаг, но не даёт возможности пройти техосмотр. Его нам проводит Всероссийская  федерация парусного спорта. Ежегодно они осматривают  паруса, проверяют все расчёты и выдают свой сертификат. Во всей Европе именно такие организации следят за безопасностью парусников. Но в России Министерство транспорта не признаёт полномочия общественной организации. Получается, что в Европе с этим сертификатом мы законно ходим по всем портам, а если придём в Россию, нам скажут встать к стенке. Корабль, который не ходит в море, не живёт. Если не драить палубу каждый день, через неделю она позеленеет, через месяц начнёт гнить. Так что вернуться в данный момент и подставить корабль я не могу. Но сейчас мы начали договариваться: ГИМС согласилась признать нас спортивным судном. В октябре мы готовимся предъявить им корабль. Очень хочется, чтобы в 2021 году на регату учебных парусников, которая пройдёт в родном Петербурге, мы пришли не как пираты, а как полноправные участники.

Встретили любовь на палубе

Анна Янчук пришла на «Штандарт» в 2005-м. Ходила в плавания как волонтёр. Через год на паруснике появился Марк Штейн. Вскоре они стали парой. Сейчас Анна и Марк – родители двух дочерей.

– Сейчас, когда у нас подрастают дети, мы редко участвуем в морских переходах, – говорит Анна. – Но всегда чувствуем себя на «Штандарте» своими. Даже организовали хор фрегата «Штандарт». Иногда выступаем, в том числе на паруснике.
Анна и Марк – не единственная пара, встретившаяся на паруснике.

За 20 лет существования корабля здесь пробовали себя в качестве матросов тысячи волонтёров.

– У меня четверо детей от 14 до 25 лет, – говорит Владимир Мартусь. – Все они выросли на паруснике. Надеюсь, что мои сыновья тоже станут капитанами. По крайней мере, желание у них есть. А сейчас у нас есть программы  «15-летний капитан», в которой мы собираем детей, и «Отцы и сыновья», – перечисляет капитан Владимир Мартусь. – Для таких групп выбираем переходы, в которых маловероятны сильные шторма. Но всё равно каждый раз это приключение, которое запоминается на всю жизнь.