Пятничным вечером 26 июля 2013 года, отыграв свои роли на сцене, десять оперных певцов собрались в ресторане "Театро", неподалеку от Мариинского театра. Здесь должно было состояться первое шоу, получившего название Midnight Opera (англ. — полуночная опера).

"Midnight Opera создавала себя сама, — рассказывает MetroNews.ru Анастасия Максимова, основатель проекта. — После спектакля голосовые связки оперных певцов по инерции не перестают работать, хочется продолжать петь. Ребята иногда приходили в какой-нибудь бар и устраивали что-то в роде капустника: импровизировали, в шуточной манере разыгрывали сцены из спектаклей. Свидетели незапланированных "концертов" приходили в неописуемый восторг. И мы подумали, а почему бы не показывать эти "шоу" большему количеству публики. Ведь это и есть настоящее живое творчество!".

Мало кто сразу поверил в будущее проекта. Помочь певцам взялся солист балета Мариинки Илья Кузнецов. Он, сама Максимова, певец Эдуард Цанга и продюсер музыкальных проектов Наталья Черная занялись организацией первого представления.

"Самое главное было – сохранить неформальную атмосферу. Стоять у рояля, как принято на обычных оперных концертах, строго настрого запрещалось. Всё максимально естественно и непринужденно: общение со зрителями, проживание, а не игра ролей, театр на расстоянии вытянутой руки".

Первый опыт признали успешным, и его решили продолжить. Так получилось, что до половины аудитории ночных оперных шоу составляли постоянные зрители. Выступать перед ними с одной и той же программой было бы странно. Решили делать вечера тематическими.

"Нам нравилось просвещать своих зрителей, меняя темы представлений: русская опера, итальянская, вино, любовь, ревность, романсы... Раз за разом адаптировали программу под новые обстоятельства, — рассказывает Максимова. — Еще одна идея, "флешмобы", стала нашей визитной карточкой — каждый раз мы начинаем концерт без объявления. Никто [из зрителей] не догадывается, в какой момент стартует представление и кто сейчас запоет. Помогает то, что звезд оперы в лицо знают не многие. Поэтому гости не ожидают, что за соседним столиком вдруг начинают петь такие же "посетители", к тому же разыгрывая сцену ревности или, к примеру, драку. Это всегда очень остро и эмоционально".

После примерно года выступлений в "Театро" и в нескольких других заведениях Санкт-Петербурга артисты стали получать приглашения со стороны. Пришлось составить более-менее стабильную программу, которая теперь меняется только в зависимости от состава исполнителей. С ней Midnight Opera уже побывала в нескольких городах России, выступала в Государственном Кремлевском дворце, на закрытии Евразийского форума в Петергофе, на кинофестивале "Дух огня" в Ханты-мансийске и на многих других “знаковых событиях”.

"Сегодня у нас сложившаяся труппа, — говорит Анастасия Максимова. — В ее основном составе, помимо меня и Эдуарда Цанги, — солисты Мариинского театра Вероника Сергиеня, Дмитрий Колеушко, Александр Михайлов, Лев Эльгардт и пианист Семен Заборин".

Главным критерием при выборе артистов было умение "общаться со зрителем, делиться с ним своим талантом", уточняет Анастасия.

"Одно дело — находиться на сцене ослепленному софитами, петь как бы для себя, не видя никого в зале. Все, что получаешь от зрителей — аплодисменты. А в Midnight Opera мы смотрим людям в глаза, расстояние до них может составлять всего несколько сантиметров. Волей-неволей приходится очень честно доносить до зрителя то, о чем поешь. Наши ребята говорят, что невероятным образом раскрылись благодаря этому проекту. На театральной сцене обычно играешь, а тут — по настоящему проживаешь роль. По-другому в нашем формате шоу нельзя, иначе зритель почувствует фальш".

Midnight Opera — это не только классическая опера. Совместно с "Клевер-Квартетом" артисты создали специальную программу, в которую вошли кавер-версии песен в стиле рок. Подобные эксперименты, правда, классическим исполнителям стоят серьезного труда.

"Человек музыкальный "запрограммирован" на что-то одно: либо на классику, либо на более "легкие" жанры. Кавер-программу исполняет наш специальный состав из 4 человек,— говорит Максимова MetroNews.ru. — Дело в том, что манера пения, способ звукоизвлечения при исполнении классики и популярных песен — разные. Также важно внутреннее ощущение ритма.

Например, наш гениальный классический пианист Семен Заборин, который сыграет произведение любой сложности с листа, совершенно не чувствует попсового ритма. Когда мы делали кавер на одну из песен Moby, он играл свою партию ровно по нотам, считая на четыре четверти и дирижируя. Но ту самую микро-долю, которая создает грув, он не чувствует. Вот не чувствует и все! И не получается у него сыграть Moby!"

Отпраздновать второй день рождения день в день, 26 июля, Midnight Opera не удалось - разъезды, гастроли... Отмечать в итоге будут 21 ноября — концертом во дворце "Олимпия".

"Здесь будет не только вся наша сегодняшняя труппа, но и те артисты, с кем мы работали раньше. Будем петь классику, и не только. Может быть, подготовим какие-нибудь новые сюрпризы", — говорит Анастасия Максимова.

С названием жанра придуманного ими шоу артисты не определились. "Нас называют по-разному: "контактная опера", "интерактивная опера", "оперные хулиганы", "театр на расстоянии вытянутой руки", — перечисляет Анастасия. — Можно, наверное, называть и "музыкальным стендапом".

"Самый приятный для нас отзыв - всегда один и тот же. Эту фразу практически дословно мы слышим в разных городах, где выступаем. Я даже стала снимать на телефон людей, которые говорят: "Мы никогда не думали,что опера может быть такой!". В головах у многих зрителей, к сожалению, присутствует стереотип "скучного" оперного жанра, сами они бы никогда не пошли в театр. А после нашего представления отношение к опере в корне меняется. Это в принципе и есть наша миссия", — подытожила Анастасия Максимова.