Южная Карелия, регион, который непосредственно граничит с Россией (города – Лаппеенранта и Иматра), особенно серьёзно пострадала от падения курса рубля и экономического кризиса в России. Мекка для шопоголиков из Петербурга, которые ездили сюда на выходные, в том числе за продуктами и бытовыми товарами, и страна в целом недополучат по итогам 2015 года примерно треть средств от туристов из нашей страны. Об этом Metro рассказали в финском аналитическом центре TAK Oy. По словам Павла Попкова, руководителя проектов компании, до 2014 года расходы россиян в Финляндии активно росли. 

– В 2013 году они достигли абсолютного максимума – 1,2 млрд евро, – отмечает эксперт. – Затем упали на 24%. В 2015 году в расчёте на человека приходится ещё на треть меньше.

Это вполне совпадает с общей динамикой въездного турпотока. Наших туристов в Суоми по итогам года (предварительные расчёты) станет примерно на 20–30% меньше, чем в 2014 году. Бюджет регионов, завязанных на русских туристов, негатива особенно не заметит. Местный бизнес – отнюдь.

– Для экономики в целом это, конечно, неприятно, но не критично, – продолжает Попков. – Даже в лучшие годы бюджет Южной Карелии получал всего 4 млн евро, притом что туристы тратили здесь 300 млн. Но очень страдает торговля и растёт безработица.

Многие торговые центры опустели, новые строительные проекты оказались под вопросом. К примеру, магазин-склад «Лапландия» в Лаппеенранте сокращает персонал, закрывается аутлет «Гранд Орхидея». IKEA попросила у местных властей отсрочку по решению о строительстве нового магазина до осени будущего года.

– Даже если курс рубля стабилизируется на нынешнем уровне, в следующем году турпоток из России в Финляндию всё равно немного упадёт, – заключает Павел Попков. – Для возвращения туризма на прежний уровень нужен не только откат курса евро назад к 40 рублям, но и позитивные сдвиги в российской экономике.

Активному шопингу в Финляндии мешают и другие факторы. Первый – изменение структуры турпотока. По статистике финской стороны, число туристов с невысоким доходом растёт. Это отражается не только на торговле, но и на отелях. Многие предпочитают останавливаться у друзей и в апартаментах. Второй – рост покупок онлайн. В Союзе торговли Финляндии прогнозируют, что в перспективе надеяться на возвращение к объёмам продаж 2013 года смысла нет. Ведь кроме рубля и сложной экономической ситуации в России по спросу на финские товары ударила и интернет-торговля. В Союзе опросили 6,7 тыс. россиян и выяснили, что за год число тех, кто занимается шопингом в Сети, выросло почти в два раза.

Как отмечает Андрей Кольцов, владелец туристической компании, занятой в сфере турпоездок между Петербургом и Финляндией, вся индустрия "шопинга выходного дня" по сути была завязана на рост потребительской активности по мере увеличения доходов. Но доходы не могли расти постоянно. Кризис же стал неожиданным для финского бизнеса.

– Поездки за "фэйри" стали притчей во языцех, – говорит он. – Люди действительно мотались в Южную Карелию за покупками, на чём выросли супермаркеты. Но это был скорее признак хорошей жизни. Вообще этот регион сильно обрусел. Теперь начнётся обратный процесс. Не думаю, что прямо лавинообразно, но спрос сильно упал. Это мы видим по динамике перевозок. Многие небольшие компании, в которых работали по 10-15 человек, просто ушли с рынка. Тем более, есть близкие альтернативы. Эстония, к примеру, с точки зрения достопримечательностей существенно богаче.