Супруги Татьяна Гавриленко и Владимир Исупов привезли из столицы Украины 80 картин. Среди работ – около 40 портретов известных представителей Русской православной церкви, в том числе монахов Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, а также более 50 пейзажей.

– Два года назад мы впервые побывали на Валааме, - рассказала Metro Татьяна Гавриленко. – Познакомились с природой острова и с теми, кто живет и служит в монастыре. Погостили всего несколько дней. А спустя год вернулись снова, уже на более длительный срок. Получили благословение, пообщались со многими монахами. Конечно, никто из насельников Валаамской обители нам не позировал часами, монахам некогда. Я смотрела на них, запоминала эмоции, выражение глаз, манеру речи. Мои собеседники разрешали себя фотографировать. Многие из них – улыбчивые, открытые люди. Особенно отец Агапий – он начальник фермы. Добрейший, позитивный человек!

На Валааме художники делали зарисовки. А вернувшись домой, живописцы принялись за работу.

–  Моя мастерская находится в центре Киева, - рассказывает Владимир. – Когда в городе начались беспорядки, я работал. Активисты Майдана жгли автопокрышки, нечем было дышать. Таня писала свои картины дома. Мы перестали включать телевизор. Хотя новости, особенно плохие, все равно просачивались и в наш дом.

Татьяна и Владимир живут в Киеве с 1984 года. У обоих художников было множество выставок в разных странах. И никогда все эти годы они не делали большой разницы между Россией и Украиной.

–  Мы – русскоязычные, - говорит Владимир. – Но украинский прекрасно понимаем. Сейчас здороваюсь со старинным знакомым по-русски, а он мне претензии предъявляет: почему ты не размовляешь на украинской мове? Неприятно все это. Больно, что нет между нами мира. И когда вся эта история закончится, непонятно. Мы решили не обращать внимания. Отнестись к этому явлению, как к стихийному бедствию, как к чему-то временному… Когда нам предложили показать работы о Валааме в Петербурге, не сомневались: ехать или нет. Да, сейчас многие боятся. Украинским артистам, выступающим в России, на родине устраивают бойкот. И наоборот. А мы никого не боимся. Тем более, что ничего плохого не делаем.

Свои работы супруги везли в поезде. О том, что в их багаже около сотни картин, пограничникам не сообщили.

– Сейчас выставку можно посмотреть в музее «Водоканала», а потом она куда-то переедет, - говорит Татьяна -. Нам бы очень хотелось, чтобы работы оказались на Валааме. Чтобы монахи увидели свои портреты, чтобы паломники и туристы, посещающие монастырь, смогли поближе рассмотреть тех, кого в жизни удается увидеть лишь мельком.