В лесах под Приозерском проходит фестиваль индеанистов Pow Wow. Журналист Metro побывал на месте событий.

Племенной полицейский Пепс обходит территорию лагеря. Это несколько десятков типи (переносные жилища североамериканских племен), возведенные из шестов и ткани, костры, и сотня участников фестиваля. Мужчины достают регалии и раскрашивают лица, женщины переодеваются в платья, украшенные бисером и ракушками. Впереди главное событие праздника - танцевальные соревнования.

От Зоркого Сокола до Чингачгука

Среди участников фестиваля Pow Wow нет коренных жителей Америки по крови, зато практически все – индейцы в душе. Этой темой многие заболели еще в детстве. Сейчас самым старшим индеанистам – за 70, младшим – чуть больше десяти. Но все они увлеченно изучают историю и этнографию коренного населения Северной Америки, занимаются реконструкцией материальной культуры и быта индейцев XVIII-XIX веков. А раз в год в лесах Приозерского района ставят лагерь и проводят общее собрание племен.

Движение зародилось в 80-х годах прошлого века. Среди старших индеанистов те, кто вырос на книгах Фенимора Купера, польского писателя Сат-Ока и фильмах с Гойко Митичем в главной роли. Новое поколение - это поклонники голливудских блокбастеров «Последний из Могикан» и «Танцы с волками».

- Я – реконструктор, пришел к индейцам из периода войны 1812-го года, - рассказывает Александр Собокарь. – Стало интересно. В обычной жизни индеанисты - инженеры, генетики, программисты. И их коллеги зачастую даже не подозревают, чем они занимаются в свободное время. Многие до сих пор думают, что индейцы – это дикие охотники с перьями на голове, которые бегают по степям и лесам с копьями и издают характерные звуки. Но мало кто знает, что существовало около 500 племен, у каждого – свой язык, обычаи, регалии и ритуалы. Среди них встречались голубоглазые богатыри и коренастые брюнеты с высокими скулами. Фестиваль длится неделю, стараемся прожить ее также, как те, чью жизнь изучаем: у нас есть старейшины и полицейский племени. И мы их слушаемся.

Орлиные перья и хвосты горностаев

Костюмы и регалии индеанисты собирают и шьют годами.

- Для головного убора нужно около 30 орлиных перьев, - объясняет Юрий, в миру инженер, а во время фестиваля – степной индеец. – Естественно, никто птиц, занесенных в Красную книгу, не убивает. По

весне пернатые хищники линяют, в специальных питомниках перья собирают и продают. Мы покупаем их, как правило, через интернет.

По словам индеанистов, одно орлиное перо стоит около 3 тыс. рублей, хвост горностая – примерно 800 рублей. Для регалий нужны оленьи шкуры, специальное сукно, много бисера. Чтобы индейцу одеться, нужно потратить порядка 300 тысяч рублей.

- Женский костюм дешевле, - говорит Юрий. – Мужчины должны выглядеть более ярко. В природе ведь тоже самцы выглядят эффектнее самок. А индейцы всегда наблюдали за природой и пытались с ней слиться.

В этом году на Pow Wow в Ленинградскую область приехали участники из Петербурга, Москвы, Карелии, а также из Германии, Израиля и Украины.

- Я уже 25 лет езжу на этот фестиваль, - говорит украинец Сергей. – Сейчас добираться стало дороже и сложнее. Но когда объясняю пограничникам, что еду на встречу людей, увлеченных культурой индейцев – никаких проблем. И на перья таможня дает добро.

Гражданин Израиля Вадим не был на фестивале почти 20 лет. В этот раз специально взял отпуск в июле, чтобы успеть показать своему 11-летнему сыну Давиду фрагмент из своего детства.

- В 10 лет я начал читать книги об индейцах, а потом примкнул к этому движению. Был самым маленьким, и взрослые дали мне имя Совенок. Сейчас мне за сорок, но для тех, кто помнит меня мальчиком, я Совенком и остался.

Мы стали первыми реконструкторами

Ольга Пакунова – одна из старожилов движения индеанистов в Петербурге.

- В подростковом возрасте кто-то дал мне книгу польского писателя-индеаниста Сат-Ока, я прочла ее за ночь, а наутро проснулась другим человеком, - рассказывает Ольга. – Даже письмо в газету «Ленинские Искры» написала, чтобы мне дали адрес Сат-Отка. В результате познакомилась с такими же, как я, людьми увлеченных темой индейцев. Первый фестиваль Pow Wow прошел в 1982 году, вполне легально, мы были приписаны в то время к Ленинградскому рок-клубу. С тех пор каждое лето к нам приезжают и «старички», которые когда-то зачитывались Фенимором Купером, и много молодых людей. Мы повзрослели и стали по-другому относиться к своему увлечению: изучать историю, культуру, научную литературу. Воссоздавать одежду. Иногда настоящие индейцы к нам обращаются как к специалистам традиционных техник. Они утратили эти навыки, а мы их воссоздали. Когда-то люди со стороны считали нас немного не в себе. Тогда еще не было такого понятия, как реконструктор. А мы собирались в лесах, ставили типи, строили каноэ и всячески удивляли местное население. Позже появились викинги, русичи, рыцари и многие другие. Мы тоже стали называть себя гордым словом «реконструкторы». Но тогда, в 80-е, мы были первыми.