Единственный в России конно-драматический театр "Велесо" мечтает об очередной премьере. А пока готовится показать зрителям уже проверенный спектакль "Danger, Гулливер".

В деревне Лепсари Всеволожского района идут репетиции. Актёры вместе с тренерами прогуливаются по площадке и повторяют роль. Тренер делает шаг – актёр следует за ним. Тренер чуть наклоняет голову – актёр кланяется.
Четверо артистов – Гротеск, Валдай, Медовый и Принц – орловские рысаки. Пятый, самый юный и миниатюрный – пони Капучино.

Мечта

Основатель и художественный руководитель театра – известный актёр Евгений Ткачук.

– О том, чтобы создать свой конный театр, мечтал с юности, когда ещё учился в театральном институте, – рассказал Евгений Metro. – Во время студенческих каникул поставил первый спектакль с участием лошадей.

Сегодняшних актёров – Гротеска, Валдая и Медового – Евгений приобрёл, получив гонорар после съёмок в популярном сериале "Жизнь и приключения Мишки Япончика". Позже лошади снимались вместе с Евгением в многосерийном фильме "Тихий Дон", где актёр сыграл Григория Мелехова.

Несколько лет Евгений Ткачук искал место для своего будущего театра. Пытался обосноваться в Москве, Кирове, Ростовской области. Но только под Петербургом нашлись люди, которым стал интересен этот проект. Два года назад в деревне Лепсари появилась репетиционная площадка. В августе 2017-го выпустили первый спектакль "Danger, Гулливер". 30 апреля его снова покажут в деревне Лепсари.

Сыграть с огоньком

В театре "Велесо" играют только жеребцы.

– Они несут себя по-другому, больше настаивают на своём, – рассказывает конюх театра Лолита Меньшова. – Кобылы и мерины  сыграли  бы мягче, не было бы этого огня.

По словам сотрудников театра, больше всего огня у жеребца Гротеска. В одной из сцен он догоняет охранника. Гротеск встаёт на задние ноги, а передними машет перед лицом человека. Выглядит угрожающе. И тут главное – выстоять. Отклоняться нельзя. Иначе конь  начнёт переигрывать, сделает для себя вывод: раз ты уклоняешься, значит, я могу двигаться дальше.

У лошадей-актёров, как и у людей, свой характер и амплуа. Гротеск – темпераментный лидер, Медовый – уравновешенный и уверенный в себе, Валдай – мечтательный конь с тонкой душевной организацией, Принц – интеллигент. Пони Капучино – игривый подросток.

После тренировки и репетиции актёры отдыхают в леваде или гуляют по пастбищу. Ночью уходят спать в конюшни.
– Мы называем их гримёрками, – говорит Лолита. – У Валдая, Медового, Принца и Капучино она общая. Гротеск не может жить с конкурентами, поэтому у него своя гримёрка. Он и пасётся отдельно. Никого не подпускает к себе, кроме Капучино. Да и то только потому, что не считает пони полноценной лошадью.

Мыслительный процесс

Тренеры в "Велесо" работают со свободной лошадью. Приспособлений, причиняющих животному боль, не используют. Они также учат актёров ездить верхом без уздечки и болевого воздействия.

– Чтобы играть в театре, лошадь должна мыслить, считывать не только язык тела, но и мимику, – считают в театре. – Актёр предлагает действие, а лошадь может выполнить его разными способами. В спектакле есть такая сцена: Гулливер оказывается за решёткой. К нему приходит Габриэль, которого играет наш пони. Он должен позвонить в колокольчик, собрать других лошадей и вместе с Гулливером спастись в фантазийном мире. Обычно спектакль заканчивается хеппи-эндом. Но наш пони может решить, что сегодня мы казним Гулливера, и не позвонить в колокольчик. На одном из спектаклей так и случилось.