После новогодних каникул корреспонденты Metro традиционно прошлись по магазинам трёх крупных петербургских розничных сетей и провели мониторинг цен на основные продукты питания, как делали в конце августа, сентября, октября и ноября. Стоимость многих позиций выросла довольно значительно, а некоторые товары из привычного списка были представлены в другом объёме. Например молоко "Большая кружка" теперь продаётся не в литровой упаковке, а 750 мл. В меньшем объёме расфоасован и "Пискарёвский" творог.

Генеральный директор "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров рассказал Metro с чем связаны перечисленные изменения. По словам эксперта, ситуация с сильным подорожанием овощей и фруктов - абсолютно нормальная.

- Во-первых большинство из них у нас импортные, поэтому естественно то, что продавалось в ноябре – начале декабря, были ещё теми товарами, которые покупались и оплачивались зарубежным поставщикам грубо говоря за месяц-полтора до этого, - пояснил Бурмистров. - Товар нужно оплатить и примерно через 40 дней он доплывает до Петербурга и ещё какое-то время проходит до того, как он попадёт в сеть.

Таким образом, те товары, которые мы покупали в магазинах в конце ноября приобретались по курсу доллара, который составлял ещё 37-40 рублей. Сейчас же на полках лежат продукты, купленные уже по курсу в 55-60 рублей.

- Подорожание пропорциональное курсу – это адекватная ситуация и та реальность, в которой мы находимся. Это связано с тем, что при поставках товаров из той же Латинской Америки российский дистрибьютор частично авансирует оплату в долларах и потом осуществляет реализацию, - говорит Михаил Бурмистров.

Вторым же немаловажным моментом, по словам эксперта, является то, что в предновогодний период торговые сети в ожидании пика продаж очень активно противодействовали повышению цен. У ритейлеров были серьёзные опасения по поводу того, что потребитель просто не купит товар. Сейчас, когда пересмотр цен по импортным товарам произошёл, совершенно очевидно, что эта ситуация обоснованная.

Объяснил Бурмистров и то, с чем связано изменение размера упаковки, а также изменение и удешевление рецептуры. По его словам, это те шаги, на которые вынуждены идти поставщики, понимая, что покупатель просто не сможет купить товар в изменившихся условиях.

- Если посмотреть тенденции последнего года, то мы увидим массовое замещения всех видов масел: сливочного, какао-масла в продуктах пальмовым и другими более дешёвыми маслами. Например 90% шоколадных конфет фактически не шоколадные, потому что там нет какао-бобов. Там есть пальмовое масло, ароматизатор, краситель и так далее, - говорит аналитик. - Изменение рецептур – это вынужденная реакция на снижение платёжеспособного спроса населения и на повышение цен на импортные составляющие.

Подорожание ряда отечественных продуктов связано с тем, что выросли процентные ставки по кредитам.

- Российское сельское хозяйство, которое очень сильно закредитовано, естественно сталкивается с тем, что это долговое бремя становится более тяжёлым, процентные платежи имеют тенденции к росту. Пересмотр цен российских поставщиков связан с двумя вещами – товары с импортными ингредиентами, а если мы говорим про товары, в которых импортных ингредиентов не видно – то это пересмотр процентных ставок.