В преддверии гастролей в Петербурге актёр театра и кино Дмитрий Дюжев рассказал Metro о том, как шла работа над спектаклем по пьесе Александра Островского «Нашла коса на камень» в постановке Сергея Безрукова, поделился своими воспоминаниями о своих первых ролях и рассказал о том, каково это – быть отцом.

Дмитрий, вы сыграли столько ролей и в театре, и в кино. Что из этого вам ближе сейчас?
Актёрскую карьеру я начал в театральном институте, а затем продолжил в театре. Это был мой первый профессиональный опыт, хотя в актёрском мастерстве я практикуюсь с детства. Мой отец – Пётр Валентинович – был актёром. В детском саду и в школе знали о том, что я из театральной семьи, поэтому привлекали к постановкам. Я с интересом принимал участие в спектаклях. Можно сказать, что я вырос от ролей чертёнка, волчонка и какого-нибудь очередного плохиша в детском саду до Дедушки Мороза в старших классах. Это была «карьерная лестница» (смеётся).

Вашему сыну сейчас шесть лет. Для него вы переодевались в Дедушку Мороза?
Да, конечно, и не раз. Жена заранее настраивала меня на роль Дедушки Мороза и когда сыну исполнилось два года, перед праздником я перевоплощался. В ванной комнате наклеил бороду, усы, надел парик, шубу. Мне было очень жарко – не хотел надевать валенки. Говорю жене, мол, ничего страшного если в тапочках приду. Она тут же возразила: «Ты что! Валенки обязательны!». Поздравил сына, он был в восторге. А потом спрашивал у жены – ну как наш малыш воспринял? Сын рассказал маме, что «Дедушка Мороз был настоящий! В валенках!». На мальчика сильное впечатление произвели именно эти валенки, которые в тот момент были почти с него ростом. Позднее, когда сыну исполнилось 4 года, мы уже привлекали друзей-коллег. И до сих пор играем для него, верим в чудо вместе с ним. Я люблю создавать сказку для сына. Ведь эта новогодняя сказка с загадыванием желания, с воспитанием силы духа.


Предсказание о сыновьях


Какие фильмы вы смотрите вместе с сыном?
Он любит «Фиксиков», «Барбоскиных», мультфильмы про Питера Пэна, советские мультфильмы. Мы выбираем с женой, что смотреть нашему сыну. Ребёнок не должен часами сидеть перед телевизором, иначе его потом будет трудно перевоспитать. Если ребёнок смотрит день напролёт телевизор - он уже в стрессе, в агрессии.

Картины с вашим участием он видел?
Большинство моих фильмов он не видел – ещё маленький. Смотрел «Каникулы строго режима» и «Вождь разнокожих». Мы с супругой стараемся не вводить его в атмосферу творческой жизни, ни к чему ему эта творческая свистопляска. Стараемся развивать в нём стремление к точным наукам. Дети часто пытаются быть похожими на своих родителей. И, понятно, что мой сын пытается изобразить папу: любит наряжаться вместе со мной, тогда мы играем в спасателей, полицейского и преступника, врача и пациента… Это проявление любви и внимания. Мы пытаемся воспитать в нём великодушие, сострадание и любовь к человеку. И, конечно, взрослея, он сам выберет профессию по душе.

Не мешают общению с ребёнком театральные гастроли, съёмки в кино?
Времени, проведённого с ребёнком, никогда не бывает много. Мы работаем, устаём. Но это всегда наш выбор – потратить отдых на свои удовольствия, или на разговор и игру с сыном. Надо уметь чем-то жертвовать. Или проводишь много времени с ребёнком, и тогда ты прекрасный папа, и будет уверенность, что дети не бросят тебя в старости. Или у тебя много работы, а тогда не стоит удивляться, что затем дети даже не звонят. Каждый может стать мамой и папой, но не каждый может ими быть. Быть мудрым, терпеливым, быть другом и быть наравне. Это настоящее мастерство – уметь понять и разобрать ситуацию, разговаривать при этом на равных. Прежде чем ругаться, надо посмотреть на себя со стороны, на такого большого дядю или тётю, и подумать – а что бы я хотел, чтобы в этот момент мне сказали папа или мама. Иногда ребёнок не выполняет требования родителей именно потому, что хочет, чтобы родители ему ещё и ещё раз объяснили, тем самым привлекая к себе внимание.

Вы как-то поделились радостной новостью, что станете отцом во второй раз…
Ну, я не делился – это откуда-то журналисты узнали. Мы не имеем привычки делиться такими частными событиями. Это наша домашняя радость. Но людское любопытство известно, поэтому звонят, спрашивают – как проходит беременность, когда и где будете рожать. Не могу ничего ответить на это. Скажу только, что радуюсь тому, что наша семья пополняется и... …и мы ждём мальчика. Как-то однажды с Татьяной, когда ещё не были женаты, а только встречались, посещали одно святейшее место, лавру. Нас встретил монах: «А где ваши мальчики?», – спросил он нас. Мы удивились: «А мы не муж и жена, дружим». Но он всё равно говорит: «Ну, вы со своими мальчиками ещё приезжайте ко мне». И это было будто предзнаменование. Спустя время, когда мы поженились, я понял, что у нас будут мальчики.


Гастроли в Петербурге


7 декабря вы будете в Петербурге играть в спектакле Сергея Безрукова «Нашла коса на камень» по пьесе Александра Островского. Что планируете успеть посмотреть в культурной столице?
Когда я приезжаю в Петербург, стараюсь побывать на Смоленском кладбище, приложиться к мощам Ксении Петербургской. Обычно нас селят в районе Невского проспекта, поэтому удаётся заходить в Казанский собор, уникальный по архитектуре и многолетнему молитвенному опыту. Меня потрясают чудотворные вещи, которые происходили с иконой Казанской Божьей Матери, так как я был участником документального фильма об этой иконе «Заступница». Не раз был в Русском музее – очень люблю живопись. Счастлив, что в России есть такие собрания, как в Петербурге. Это мечта, когда-нибудь приобщиться к частной коллекции живописи.

Вам близок по духу 19-й век? Близок ли персонаж из спектакля «Нашла коса на камень»?
Когда начиналась работа над спектаклем, в театр приходили и историк, и театровед. Они помогали нам перенестись в эпоху второй половины 19 века. В работе над ролью я использовал какие-то свои познания и восприятие этого периода, но заслуга в создании этого образа принадлежит в большей степени режиссёру спектакля Серёже Безрукову. Какое-то время я не понимал этого персонажа, но в итоге добился вхождения в роль, на сцене иногда начинал даже ощущать, что где-то отчасти это я и есть. Но это образ, на меня персонаж мало похож.

Есть ли любимый момент в спектакле?
Не совру, если скажу, что с первого появления на сцене и все три часа получаю удовольствие от спектакля. Во время игры я могу себе позволить быть простым, открытым, наивным, добрым. И в то же время наслаждают игрой в моментах, когда терпение героя пьесы переходит за грань. На смену страсти приходит холодность. Я ощущаю всю гамму сложных чувств, которые иногда человек не может ощутить за всю свою жизнь. А здесь я переживаю это всё за несколько часов на сцене. Герой спектакля хватается за пистолет – и в этот момент действительно ненавидит того, кого поднимал на пьедестал.

Ваше общее ощущение от спектакля «Нашла коса на камень»?
Спектакль получился музыкальным, стремительным. Затрагивает самые разные темы, играется в разных темпахо ритмах. Безруков бросает героев в экстренные ситуации и выводит их на суд зрителей. Для всей труппы Московского губернского театра это праздник, как и для зрителей. Спектакль в двух действиях, но время летит мгновенно. И мы, и зрители удивляемся: неужели он уже подошёл к концу? На сцене столько всего происходит и всё – на одном дыхании. Я благодарен, что Серёжа предложил мне эту роль и находил рычаги воздействия для воплощения персонажа.

Вы вместе с Сергеем Безруковым вы не раз работали в кино. Как оцените его режиссёрскую работу?
Мы с ним не раз работали вместе. Помню, когда мне предложили снять новеллу для фильма «Мамы», я предложил Серёже сыграть героя в своей новелле. Я был удивлён тому, как быстро он согласился. Это фантастический артист, не от мира сего человек. А когда он предложил мне сыграть в спектакле, я, конечно, сразу согласился, хотя и не знал, чего от этого ожидать. И вдруг я попал в атмосферу любви, общего стремления воплотить задуманное на сцене. Он уже всё придумал – и образы персонажей, и их костюмы, и декорации. Подбирая состав, Серёжа не признавал типажи. Это бич сегодняшней режиссуры – когда кастинги проводятся исключительно на предмет типажа. И артистам формируют амплуа, от которых порой непросто избавиться. Актёр не имеет возможности вылезти из этих штампов, его душат сложившимся типом. Например, если ты – Том Круз, всю жизнь куда-то бежишь, кого-то спасаешь. И тебе не нужно перевоплощаться и искать себя в других ролях. А наша русская театральная школа учит перевоплощению. В этом высота актёрской профессии и мастерства.

Удаётся вырваться за рамки типажей?
Да, к счастью, это возможно. Присылают, например, сценарий нового фильма. Читаю и понимаю, что предложенная роль мне подходит внешне. Надо только выполнить определённую функцию. Здесь я – функция, и не нужно стараться, чтобы играть, достаточно того, что мой типаж подходит. Но в том же сценарии я нахожу другую роль, которая мне намного интереснее. И тогда перезваниваю и говорю, что тот персонаж, которого предложили мне сыграть– понятен. А вот другой –интересен! Интересно изучить его профессию, быт, открыть новый психотип для себя. Как режиссёр Серёжа Безруков, не наставляя, без диктатуры, даёт возможность играть иные состояния, нежели ты можешь испытать в своей обычной жизни. «Нашла коса на камень» – выжимка из светской жизни и быта простых людей. Невероятно, как текст Островского перекликается с нашим временем. Оболочка и обстановка меняется, а человек тот же. Только теряем что-то. Наверное, любовь – нам не до любви, не до воспитания.

Как продвигается съёмка восьмисерийного фильма «Временно недоступен»?
Съёмки фильма режиссёра Михаила Хлебородова уже закончились. Когда он выйдет, я затрудняюсь сказать. Мы с Серёжей Безруковым сыграли две параллельные линии судьбы, которые перекликаются только в начале и в финале соединяются вновь. Таких людей, как в этом фильме, я раньше не играл. Это был интереснейший опыт, даже вызов – смогу ли я. И Миша Хлебородов с огромной любовью отнёсся к ситуации, сюжету, и нам это передал.


Ситуация на Украине: Надо набраться терпения

Недавно в СМИ была информация о том, что ваш родственник якобы был в ополчении в Донецке и погиб…
Да, буквально на днях мне ещё обрывали телефон. Я это не комментирую. Но спустя время успокоился и могу сказать, что это ложь, и непонятно, кому и зачем надо писать, что будто бы погиб мой брат. И в прессе появилась ложная информация, что у нас были родственные отношения, что этот человек бывал у нас дома. Это неправда. Хотел бы выразить соболезнование семье того парня, который погиб. Правда одна – нет человека, и у кого-то сейчас горе. Сегодня непростое время и нам остаётся только молиться за Россию. Старайтесь почаще прощать и побольше любить.