Проект частного трамвая, который реализуется в Красногвардейском районе, должен быть полностью завершён к 1 сентября. Такую задачу поставил глава города Александр Беглов. «Чижик» называют будущим петербургского транспорта. Рассказываем – почему

Ежемесячно два трамвайных маршрута, на которых работают высокотехнологичные составы «Чижик», перево­зят 1,5 млн пассажиров. В целом проект создания, реконструкции и эксплуатации трамвайной сети в Красногвардейском районе – первый опыт государственно-частного партнёрства (или, если упрощать, частного трамвая) в сфере общественного транспорта в России. Более того, это первое с конца 90-х годов новое строительство полноценных трамвайных линий в Петербурге.

Рейсы на маршруте №8 (от метро «Ладожская» до Хасанской ул.) стартовали в марте 2018 года, №64 (пока от метро до Ириновского проспекта, будет до ж/д станции Ржевка) доступен с декабря. Их обслуживают 13 составов.
Преимущества «Чижика» – а это скорость, безопасность и комфорт – жители района уже оценили. Достаточно сухой статистики. Если в 2018 году в среднем в будни маршрутами пользовались порядка 34 тыс. человек, то в 2019 уже около 83 тыс. Но для новой сети и инновационных трамваев это только начало.

Завершат к осени
Создание и реконструкция трамвайной сети в Красногвардейском районе ещё на двух будущих маршрутах сегодня близятся к завершению. Речь как о строительно-монтажных работах, так и о сооружении депо для «Чижика». В Смольном уверены, что к сентябрю проект будет полностью завершён, а на линию выйдут 23 состава. Маршрут №63 пройдёт от метро «Ладожская» до ул. Передовиков, №59 – до ул. Потапова.
Скоростной трамвай должен существенно улучшить транспортную ситуацию в районе. Расчёты показывают, что на конец 2020 года трамвайная сеть «Чижик» будет перевозить в будний день более 103 тыс. пассажиров, в выходной – 65 тыс.

Почему «Чижик»
Экспертами современный трамвай признаётся наиболее перспективным видом городского общественного транспорта. Он сочетает в себе мобильность, бесшумность и отсутствие вреда для экологии. Трамвай не затрудняет движение, поскольку едет по выделенной линии. При создании первой частной линии в Петербурге учитывался, в частности, опыт Лондона, Берлина, Хельсинки, Парижа, Бергена.  

– «Чижик» – это удобный и комфортный трамвай, в нём есть вся необходимая инфраструктура, Интернет, кондиционер, голосовое сообщение внутри, места для маломобильных групп населения, – рассказал действующий губернатор Александр Беглов во время инспекции строящегося депо для «Чижика». – В общем, хороший трамвай XXI века. Но самое важное – он скоростной: через 3–5 минут осуществляется подход следующего трамвая, на нём очень удобно добираться быстро, без всяких проблем.

Современной будет вся новая трамвайная сеть, не только «Чижик». Пути строятся на щебёночном основании и фибробетонной плите – особо прочном основании из волокон синтетики, металла, минералов и других материалов. Они меньше подвержены деформации, а значит, ремонтировать их нужно существенно реже.

Кроме того, инновационная система диспетчеризации и управления в депо обеспечивает эффективное движение трамваев и позволяет отслеживать в реальном времени дорожную обстановку на всём пути. На 4 маршрутах также будет установлено не менее 400 камер для обеспечения безопасности.

Что дальше
Передовая трамвайная линия «Чижика» будет способствовать повышению стандарта качества перевозок в городе в целом. И опыт первых линий Смольный планирует распространить на новые маршруты в других районах города. Часть из них уже в работе.

– Сейчас строится Фрунзенский диаметр с метродепо «Южное». Оттуда мы планируем – и уже приступили к проектированию – трамвайную линию до Колпино, – отметил действующий губернатор. – Второй маршрут: Купчино – Шушары – Славянка. Ещё мы рассматриваем возможность развития сети до Пушкина.
Что касается обновления подвижного состава в Северной столице, то до 2025 года городские власти планируют закупить 500 новых трамваев.

Преимущества «Чижика» для пассажиров:
Скорость.
Трамвайные пути идут по выделенному участку дороги. Специальная система диспетчеризации обеспечивает «зелёный» коридор, тем самым предоставляя приоритет в движении составу при проезде перекрёстков. «Умные трамваи» уступают по провозной способности только метрополитену, но опережают все остальные виды городского транспорта.
Безопасность. Внутри каждого трамвая предусмотрена установка видеокамер, равно как и на каждой остановке. Также на остановочных пунктах есть специальные тревожные кнопки.
Комфорт. Все остановки «Чижика» разработаны с учётом максимального комфорта для ожидающих пассажиров. Они хорошо защищены стеклянными экранами, предохраняющими от брызг, пыли, ветра, и оборудованы электронными табло.
Удобство расчётов. Система оплаты в трамваях полностью интегрирована с общегородской системой, действуют все виды документов, дающие право льготного проезда. Стоимость проезда соответствует тарифам городского общественного транспорта.