Как прошли гастроли театра в Израиле и как публика Тель-Авива, где выступал Театр, приняла балет «Up&Down»?
- Мы достаточно часто гастролируем в Израиле. В этой стране у театра много друзей и поклонников, которые прекрасно знают наш репертуар. Два года назад труппа привозила в Тель-Авив балет «Роден», и он был принят зрителями с восторгом. Постановку о французском скульпторе мы показывали и в этот раз, но центральное место в программе гастролей было отведено премьере 2015 года - спектаклю «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна». Успех, которым сопровождался показ нового балета, превзошел все ожидания. Зал Центра исполнительских искусств Тель-Авива был переполнен. Многие не смогли попасть на балет, поэтому нас попросили дать дополнительный спектакль. Этот триумф доказывает, что за рубежом востребована не только хореографическая классика, но и современный российский балет.

21 и 22 сентября в Александринском театре вы представите обновлённую версию «Красной Жизели». Почему Вы решили её переосмыслить и чем она будет отличаться от прежней постановки?
- Я художник беспокойный, одержимый постоянным стремлением совершенствовать свои работы. Это качество во многом мучительное – как для меня самого, так и для труппы, которой приходится переучивать привычный порядок. Но что поделать – с собственной творческой природой не совладать. Балет «Красная Жизель», посвященный драматичной участи великой русской балерины Ольги Спесивцевой, появился в 1997 году. С огромным успехом он исполнялся во всех уголках планеты, пока несколько лет назад не сошел со цены. Если сравнить наш театр образца 1990-х и нас сегодняшних, то различия будут колоссальные. Творческие возможности труппы, театральные технологии, мои взгляды на пути развития балетного искусства – все изменилось. Я хотел, чтобы «Красная Жизель» выглядела не историческим артефактом, а актуальным сценическим произведением, дающим полное представление о современном творческом потенциале нашего театра. Поэтому хореография балета была переосмыслена, а сценографическое оформление – полностью обновлено. Новая версия станет открытием даже для тех, кто хорошо помнит прежнюю «Красную Жизель».

Памятуя о Вашем сотрудничестве с режиссёром Алексеем Учителем в картине «Мания Жизели», не работали ли вы с ним на фильме «Матильда»?
- В 1990-х я готовился ставить балет о Спесивцевой и рассказал об идее будущего спектакля Алексею Учителю. В итоге он снял свой фильм, а «Красная Жизель» вышла уже после появления картины. В работе над «Матильдой» я участия не принимал. Но у нашего театра есть свои кинопроекты. Не так давно мы выпустили на диске фильм-балет «Роден». Сейчас завершили монтаж экранной версии спектакля «По ту сторону греха». Это уже четвертый фильм-балет, снятый нами. Хотим сохранить репертуар театра на DVD для будущих поколений. Конечно, художественные фильмы о балете мне интересны. Правда, очень часто они рисуют какой-то полусказочный мир. Балетная реальность гораздо более жестока.

Осенью у Вас намечены двухнедельные гастроли по Германии и Австрии. Везде ли будет показан балет «Роден» или зрителей ждут и другие постановки?
- В Германию и Австрию мы едем с «Роденом». Покажем его в Берлине, Бремене, Зальцбурге, других городах. Уверен, что немецкие и австрийские ценители танца не останутся равнодушны к этому спектаклю. «Роден» - балет о жизни и творчестве скульптора, чье искусство волнует человечество. Спектаклю уже аплодировали американские, канадские, британские, французские зрители.

Хотелось бы спросить и про Китай. У вас в этой стране намечен один из самых масштабных туров. Раньше вы бывали в этой стране. Если да, то ваши впечатления, тем более, что сегодня российско-китайские отношения развиваются в самых разных направлениях?
- В Китае театр будет выступать на протяжении месяца. В географии тура – Пекин, Шанхай, Макао, другие крупнейшие культурные центры страны. Эти гастроли – важный для нас проект, мы долго его готовили. Конечно, трудностей хватает. В первую очередь, финансовых, поскольку такой масштабный тур - очень затратное предприятие. Но мы сделаем все возможное, чтобы на самом достойном уровне представить китайскому зрителю свое искусство. Классический балет возник в Китае благодаря деятельности нашего соотечественника – выдающегося педагога и хореографа Петра Гусева. Тем интереснее для зрителей этой страны будет знакомство с психологическим балетным искусством России XXI века. Наша труппа уже бывала в Китае. Что поразило больше всего? Конечно, работоспобность китайцев, их сосредоточенность на достижении поставленной цели. Я посещал Пекинскую Академию танца: маленькие дети трудятся с фантастической отдачей, не все взрослые артисты в нашей стране готовы так вкалывать. Россиянам нужно перенять от своих восточных соседей умение работать. Сегодня каждый хочет жить в комфорте и достатке, но далеко не все готовы прилагать для этого реальные усилия.

В сентябре в Академии танца начнётся третий учебный год. Много ли приходит способных мальчиков и девочек заниматься к Вам. Насколько школьникам сейчас интересен балет?
- Конкурс в этом году был традиционно высоким. В результате серьезного отбора мы приняли 50 учеников. Наша позиция – искать не просто одаренных, а наиболее талантливых детей, вундеркиндов. Тех, с чьими именами впоследствии сможет ассоциироваться в мире российский балет. Конечно, никогда нельзя быть уверенным в том, что дар, присущий сегодня ребенку, не зачахнет через 3-4 года. Сохранить и развить талант – задача педагогов Академии. Что касается интереса молодого поколения к балету, то здесь я особых иллюзий не испытываю. Современные дети живут в интернете. Заставить их оторваться от телефонов и планшетов – трудная миссия. Разумеется, есть и те, для кого танец – смысл жизни. Таких мы ждем в Академии.

Что Вы можете нового сказать о Дворце танца. Когда всё-таки начнётся реализация проекта. Насколько я знаю проект уже утверждён?
- Архитектурный проект утвержден, огромный этап пути пройден. Но если вы хотите узнать, когда будет заложен фундамент Дворца, то лучше задать этот вопрос не мне. Я сам нахожусь в томительном ожидании. Академию танца начали строить в мае 2011-го, и уже через полтора года здание было практически готово. С Дворцом все происходит гораздо медленнее. Но я терпелив. Дело сдвинулось с мертвой точки, и сомнений в том, что нашей труппе недолго осталось скитаться по чужим сценам, у меня нет.

Зимой в Петербурге пройдёт IV Санкт-Петербургский международный культурный форум. В его рамках состоится круглый стол на тему «Классическое наследие- музей или театр?». Эта тема единственная или пройдёт обсуждение ещё каких-то других тем. Что нового привносит международный культурный форум?
- Сейчас программа секции «Балет и танец», руководителем которой я являюсь, активно дорабатывается. Мы планируем пригласить самых авторитетных балетных деятелей со всего мира. Тех, кто задает вектор развития современного хореографического искусства. К секции обязательно присоединится Академия русского балета имени Вагановой, которая проведет дискуссию о проблемах балетной педагогики. Также мы организуем мероприятия для более широкой аудитории – показ новой версии «Красной Жизели», лекцию руководителя одной из ведущих трупп мира, экскурсию в нашу Академию танца. Хочется, чтобы секция была интересна всем – не только узкому кругу профессионалов. Международный культурный форум – уникальное событие, позволяющее получить представление о многообразии современной художественной жизни. Рад, что он не просто продолжает свою деятельность, а расширяет ее масштабы. И делает в период, когда во всем мире на культуре экономят.

В Вашей творческой биографии уже есть немало скажем так «литературных балетов». Среди авторов – Чехов, Толстой, Фитцджеральд. Кто будет следующим?
- Такие вещи не программируются. Я и сам хотел бы знать, какое произведение вдохновит меня на сочинение следующего спектакля.