Завтра исполнится ровно год с момента, когда в Петербурге был официально зарегистрирован COVID-19. Metro поговорило с врачами, которые 12 месяцев ведут борьбу с новой инфекцией.

Первым пациентом, которому поставили диагноз "коронавирус", оказался будущий врач – студент Медицинского университета им. Мечникова Рикардо. 29 февраля 2020 года он вернулся из Милана, 2 марта его госпитализировали в инфекционную клинику им. Боткина, а 5 марта ему официально поставили диагноз.

"Первые ласточки" с ковидом быстро заполнили отделения Боткинской больницы. Уже через две недели Александровская больница и больница Св. Георгия были перепрофилированы под приём пациентов с пневмонией.

Ушли на карантин

В течение апреля и мая большинство крупных стационаров также были перепрофилированы. В конце весны в Петербурге за две недели выставочный комплекс "Ленэкспо" был переоборудован в госпиталь для заражённых новой инфекцией.

Не хватало средств индивидуальной защиты, никто не знал, как лечить эту непонятную инфекцию. Медперсонал заражался от пациентов и друг от друга. Больницы закрывались на карантин: врачи, медсёстры и санитары неделями не выходили из стационаров. Об этом и многом другом вспоминают врачи петербургских больниц.

Временный госпиталь в "Ленэкспо" принимал пациентов с мая 2020-го по февраль 2021 года.

Временный госпиталь в "Ленэкспо" принимал пациентов с мая 2020-го по февраль 2021 года.

"Metro"

Фото:

Мариинская больница: сводки с фронта

– Я не люблю вспоминать время начала эпидемии в Санкт-Петербурге, – рассказывает заведующая кардиологическим отделением Мариинской больницы Марина Ерина. – Никто толком не знал, как всё будет происходить в России, что делать. Информация из Китая и Италии была пугающей, часто на грани истерики. Сообщения в чатах сотрудников нашей больницы были похожи на сводки с фронта: заболел, заболела, пневмония столько-то процентов, госпитализирован, в реанимации… В итоге, когда наша больница перешла на режим работы с пациентами с COVID-19, медицинских работников катастрофически не хватало. Те, кто остался, работали с огромными перегрузками. И тоже заболевали, к сожалению. Перелом наступил к концу первого месяца работы: стали выходить те сотрудники, которые заболели первыми.

Многие корят нас за "ковидные" выплаты. Хотя, когда начинали работать, мы понятия не имели, сколько будем получать. Нас волновало то, что у нас есть семьи, дети, пожилые родители. И непонятный риск, который трудно было адекватно оценить. Перед глазами стояло лицо китайского врача, который первым предупредил об опасности и умер в реанимации на ИВЛ. К тому же многие врачи и в обычное время получали зарплаты не меньшие, а то и большие, чем в "ковидное" время. Что я могу сказать? Делать то, что ты не обязан, с риском для здоровья и жизни нельзя назвать обычной работой. Конечно, были и те, кто уволился. Но большинство осталось на передовой.

Марина Ерина (в центре) с коллегами в клинике.

Марина Ерина (в центре) с коллегами в клинике.

пресс-служба больницы

Фото:

Покровская больница: студенты помогли врачам

– Я и мои однокурсники Николай Щемеров, Всеволод Тарасов и Владислав Кошечкин начали работать в отделении травматологии и ортопедии Покровской больницы ещё 2 года назад, – рассказывает студентка СЗГМУ им.И.И.Мечникова, медсестра 6-го инфекционного отделения Ирина Кузнецова. – Тогда мы и не думали, в какой ситуации окажется весь мир. Постепенно новости о распространении новой коронавирусной инфекции дошли и до нас. В начале апреля началась подготовка Городской Покровской больницы к перепрофилированию. В нашу смену с Николаем и Всеволодом поступили первые пациенты с подозрением на ковид. Сказать, что было страшно, значит ничего не сказать. Неизвестный опасный вирус, тяжелейшие пациенты. 9 апреля, когда отделение закрыли на карантин, мы не ушли домой, как обычно, отсыпаться после суток. Приняли решение остаться и помогать спасать людей во главе с нашей старшей медицинской сестрой Еленой Рощупкиной и исполняющим обязанности заведующего отделением Антоном Бизяевым. На протяжении двух недель мы не выходили из больницы. Боролись за жизнь каждого. Конечно, не без потерь. Этот карантин нас сплотил. И когда он закончился, мы продолжили работу, к нам присоединился оставшийся коллектив. Спасали жизни, изнывали от жары и обливались потом в СИЗах. Но постепенно привыкли и к ним. Работа в ковидном стационаре дала нам колоссальный опыт, который поможет в дальнейшей врачебной практике.

–  Очень тяжело было в апреле-мае, особенно, когда на карантин высаживали сотрудников "по контакту", –  говорит Дмитрий Перчаткин, к.м.н., заведующий отделением кардиохирургии Покровской больницы.

–  Нас выручили студенты-медики. Я точно знаю: они будут настоящими врачами. Медиками совести, чести, ума и безграничной любви к пациентам. Только на нашем отделении кардиохирургии работают пятеро студентов 5-6 курсов: Алина Евтушенко, Елизавета Мишнева, Полина Колобова, Владислав Кравц, Игорь Орёл.

Сегодня в Покровской больнице продолжают трудиться в должностях младшего и среднего среднего медперсонала 79 студентов-медиков из СЗГМУ им.И.И.Мечникова, ПСПбГМУ им.акад.И.П.Павлова, СПбГПМУ, Медико-технического колледжа, Медицинского техникума №9, Медколледжа №2, ВМедА, Акушерского колледжа, Медико-социального института, Медколледжа №1, Медицинского техникума №2, Красноярского ГМУ.

Сотрудники 6-го инфекционного отделения Городской Покровской больницы.

Сотрудники 6-го инфекционного отделения Городской Покровской больницы.

пресс-служба больницы

Фото:

Госпиталь для ветеранов войн: врач стала первой пациенткой

– Для меня история с новой коронавирусной инфекцией началась в марте, когда внезапно у пациентов, проходивших реабилитацию, начали проявляться признаки ОРВИ, – рассказывает заведующая 23-м отделением неврологической реабилитации Госпиталя для ветеранов войн Дарья Гришина. – Тогда о коронавирусе ещё мало что было известно, и таких пациентов мы изолировали и переводили в инфекционный стационар. Через какое-то время у меня самой поднялась температура посреди рабочего дня. По настоянию начмеда сделали КТ и выявили пневмонию. Так я и стала первым пациентом нашего госпиталя, который только начал свой приём как инфекционный стационар. Кстати, рюкзак с вещами первой необходимости у меня был уже приготовлен на случай карантина, так что госпитализировалась я прямо с рабочего места.

После успешного лечения начала работу в госпитале с такими же пациентами, какой недавно была сама. С каждым новым пациентом накапливается опыт, а СИЗы уже не кажутся такими безумно неудобными.

Осенью я уже заведовала одним из инфекционных отделений "Ленэкспо" и делилась приобретённым опытом с другими врачами.

Дарья Гришина заболела в самом начале пандемии, а потом почти год работала в красной зоне.

Дарья Гришина заболела в самом начале пандемии, а потом почти год работала в красной зоне.

госпиталь для ветеранов войн

Фото:

Детская больница им. филатова: было тяжело и обидно

– Первый пациент поступил к нам в марте, ему было 2 года 10 месяцев, и течение болезни у него было не тяжёлое, – говорит главный врач больницы Людмила Исанкина. – Сначала в нашем стационаре под приём больных с ковидом работали только инфекционные боксированные отделения.

Основной сложностью в этот момент был не страх перед болезнью, не отсутствие точных схем лечения детей, а нежелание и неготовность родителей пациентов мириться с тем, что их ребёнок заболел и им придётся подчиняться тем строгим правилам, которые продиктованы положением и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Тогда вообще бытовало ложное мнение, что дети либо не болеют ковидом совсем, либо болеют только в лёгкой форме. Люди ещё активно путешествовали, приезжали из-за границы и не могли поверить в то, что им придётся находиться на карантине в течение 2 недель, пока не закончится инкубационный период.

Большинство детей действительно переносили болезнь достаточно легко. Температуру и другие признаки болезни удавалось нейтрализовать за несколько дней, ребёнок вновь становился активным и подвижным. И вот тут начиналось самое сложное:  необходимость провести время в закрытом боксе один на один с ребёнком, без возможности выйти даже в коридор для многих родителей оказывалась не по силам. В тот период медперсоналу приходилось сталкиваться даже с агрессией со стороны родителей. Было тяжело и обидно порой, но мы понимали, что это действительно большой стресс для многих, и старались не концентрироваться на оскорблениях и порой даже открытом проявлении физической силы, а выполнять свою работу. Большинство из наших врачей стойко приняли новую реальность. Такой сплочённости, такой "новой реальности", когда все с утра встречаются в одном месте – санпропускнике, когда рестораны привозят обеды, а весь город болеет за вас, ещё не было.

Сейчас, когда хирургический корпус вернулся к своей привычной работе, а прием коронавирусной инфекции осуществляют только инфекционные отделения, мы можем сделать уже какие-то выводы. Раньше было не до этого, промежуточных результатов мы старались не подводить.

C марта прошлого года через стены больницы прошли 3182 ребенка. И главный вывод очевиден, и, увы, печален: дети болеют ковидом, и порой болеют им тяжело. Особенно это касается детей с с сопутствующими заболеваниями. Именно они страдали и страдают от ковида больше всех. За этот год появились новые схемы лечения, но проведение КТ и контроль за сатурацией стали неотъемлемыми спутниками в каждодневной работе врачей. Поэтому мы еще раз призываем родителей быть внимательными к состоянию здоровья своих детей, не заниматься самолечением. Ну и, конечно, хочется, чтобы люди не забыли о том опыте, через который прошли мы все, о тех рисках, с которыми сталкивались и сталкиваемся по сегодняшний день, чтобы они доверяли и уважали врачей, медицинских сестер, санитаров – всех тех, кто стоял этот год на передовой и продолжает бороться за наше с вами здоровье.

"C марта 2020 года через стены больницы прошли 3182 ребёнка", - Людмила Исанкина, главный врач Детской больницы №5 им. Филатова
Людмила Исанкина с врачами детской больницы. Июнь, День медицинского работника.

Людмила Исанкина с врачами детской больницы. Июнь, День медицинского работника.

пресс-служба больницы

Фото:

Больница св. георгия: стали медиками и строителями

– Когда началась эпидемия новой коронавирусной инфекции и наш стационар был перепрофилирован, никто не верил, что это надолго, – вспоминает главный врач больницы Св. Георгия Валерий Стрижелецкий. – Максимум представляли, что это месяц-полтора, не больше.

Было трудно. Нам пришлось перестроить больницу, реорганизовать всю работу. Сидели ежедневно до глубокой ночи, без выходных, порой ночевали на работе. Всё время были на связи с коллегами из других учреждений города, страны, общались с зарубежными коллегами. Проектировали и строили санпропускник. Были одновременно и медиками, и инженерами, и эпидемиологами, и строителями.

Большой удар мы получили, когда потеряли коллегу и друга – заведующего 2-м терапевтическим отделением Игоря Олеговича Менакера. Забота о сотрудниках – это и есть обеспечение их безопасности, тем более в условиях подобной эпидемиологической обстановки. Нам оказали огромную помощь члены попечительского совета больницы и благотворительные фонды. Благодаря этой помощи мы смогли защитить персонал.

Главный врач Валерий Стрижелецкий.

Главный врач Валерий Стрижелецкий.

"Metro"

Фото:

Клиника им. боткина: изучали опыт зарубежных коллег

– Для меня начало эпидемии COVID-19 совпало с назначением на должность главного врача Клинической инфекционной больницы им. С.П. Боткина 6 марта 2020 года, – рассказывает Денис Гусев. – К этому времени уже был диагностирован первый случай заболевания – и больница работала в условиях строгого противоэпидемического режима. В этот период в стационар поступали пациенты с признаками ОРВИ и пневмонии, вернувшиеся из-за рубежа, а также контактировавшие с ними родственники и друзья. В начале весны 2020 года ещё были непонятны масштабы проблемы. Была надежда, что с наступлением тёплой погоды заболеваемость пойдёт на спад. Этого не произошло. Протоколов лечения COVID-19 у нас не было, и мы внимательно следили за работой зарубежных коллег, изучали их опыт.

Денис Гусев возглавил больницу в самом начале пандемии.

Денис Гусев возглавил больницу в самом начале пандемии.

предоставлено клиникой

Фото:


Противочумные костюмы

  • В начале пандемии все больницы столкнулись с дефицитом СИЗов. Городская станция скорой помощи всегда находилась в режиме постоянной готовности к работе в чрезвычайных ситуациях и имела запас противочумных костюмов "Кварц-1М". Этот запас позволил снять остроту дефицита СИЗов для выездных бригад учреждения на первое время.