Сварщик и художник Александра Ивлева уже три года ваяет интерактивные скульптуры из металла. Необычное для девушки увлечение заметили – её включили в рейтинг ста лучших молодых художников страны.
У Саши в голове роится множество идей, которые посещают её везде, даже когда она чистит зубы или едет в машине. Как только сварочная муза касается её, Саша мчится на предприятие ВНИИМЕТМАШ, где в одном из корпусов находится её мастерская Weld Queen, и вместе с помощниками начинает создавать очередное произведение искусства.
Слонбургер и Змей-Сисиныч
– Первой моей работой был медитирующий кот Тихвами, – рассказывает Metro Саша. – Он большой, выше двух метров высотой, а весит порядка 300 килограммов. Я просто увидела однажды его в своей голове. Он пришёл в моё сознание, разбудил ранним утром. Для меня этот кот сразу стал старшим братом, духовно близким существом. И это ощущение так потрясло меня, что я помчалась искать помещение для работы, материалы. А через два месяца он уже был готов.
Скульптура произвела эффект разорвавшейся бомбы. Люди, впервые увидевшие Тихвами, были поражены – по словам Саши, многие сразу ощутили духовную связь с двухметровым стальным котом.
– Они не просто садились на него, чтобы сфотографироваться – один шептал ему что-то на ухо, другой обнимал, в общем, у всех шёл какой-то внутренний диалог с моим котиком. Люди с ним общались как с живым существом, хотя это была всего лишь стальная конструкция. И для меня это стало откровением.
С тех пор Саша стала создавать интерактивные скульптуры, чтобы зритель взаимодействовал с ними, открывал для себя что-то новое, и даже находил ответы на извечные философские вопросы.
– Человек, своей уникальностью, неповторимым внутренним миром, создаёт контекст для моих скульптур. Например, посетитель дорисовывает скульптуре в своём воображении лицо, которое я намеренно не сделала. В свою очередь, люди, которые наблюдают со стороны за скульптурой и человеком, который с ней взаимодействует, видят уже свою картину. Вот сидит девушка на коте, или это какой-нибудь взрослый, бородатый мужчина, и для тех, кто за ними наблюдает, появляется уже свой контекст. Это перформанс, рождённый из симбиоза.
У Саши есть уже много занятных скульптур: Слонбургер (зрителю предлагается ощутить себя начинкой бургера, при этом слон в этой инсталляции – отражение могучей и ещё свободной природы); Змей-Сисиныч (существо, соединившее в себе гены Горыныча и змея-искусителя, это олицетворение пороков современного общества); Конь-агонь (первая работа из серии "Качалки", показано субстантивированное в огне и железе стремление обладать каким-то быстрым и мощным средством передвижения).
Sexual revolution
Сейчас у столичной художницы есть уже отработанная схема, по которой она создаёт свои работы – технология производства очень сложная, но конечный результат окупает себя, ведь каждая скульптура для Саши дорога по-своему, и очень символична.
– Сначала появляется идея, затем я рисую эскизы, подключаю команду художников, которые создают производственные рисунки, – рассказывает Саша. – Следующий шаг – создание пластилиновой модели, с помощью которой мы нащупываем форму. Затем подбирается материал, и делаются небольшие образцы из металла. Собственно, после этого начинается процесс создания модели – на это уходит от двух-трёх недель до полугода. Ну и последний штрих – шлифовка.
Саша всегда работает в сварочной одежде, созданной из ткани с огнеупорными пропитками, в специальной обуви с металлическим носом (чтобы какая-нибудь железяка не отбила пальцы, если вдруг вывалится из рук). Она использует и другие средства защиты – респираторы, вытяжку, сварочную маску. Работа, конечно, тяжёлая, зато она приносит Саше много радости, позволяет ей творчески реализовывать себя.
Прямо сейчас художница дорабатывает амбициозный проект sexual revolution, в который войдут антропоморфные скульптуры Казановы, Мадонны, Дорифора и "пары ненормальных". По задумке Саши, эти модели будут символизировать собой открытость и раскрепощение, которые должны присутствовать в отношениях. Своими работами Саша попробует поставить ребром вопрос о доступности секса в современном обществе.
– Я это вижу себе так – мужчина сидит на Мадонне, качается, и представляет себе идеального партнёра, идеальную женщину, – поясняет Саша. – Возможно, этот взаимодействие поможет ему найти ответ на вопрос, что такое идеальная женщина. Скульптуры уже готовы. Был даже забавный случай, с Казановой. Это мужчина из стали, без лица, он лежит на спине, и на него можно сесть как на качельку. Так вот, однажды пришла девушка, села на него, причём неправильно, спиной к голове, и начала качаться. Потом села правильно, посмотрела ему в лицо. А люди уже начали вовсю обсуждать скульптуру, кто-то сказал, что это – Казанова, идеальный любовник. Когда девушка поняла, о чём они говорят, тут же покраснела, вскочила и убежала. Есть люди, скованные стереотипами, закрепощённые. Будут разные реакции, и это здорово.
Какая королева сварки – без импозантного наряда? Вот и Саша однажды задалась этим вопросом, и решила создать целую серию костюмов для сварщика, создав свою собственную сварочную мифологию.
– У меня есть коктейльное сварочное платье, вечернее сварочное платье, к обоим прилагается "кокошник" – сварочная маска, украшенная рюшами, – говорит художница. – А ещё я создала альтернативные наряды – костюм галактического сварщика, который ваяет космические корабли и мчит на них к звёздам. Наряд украшен металлическими узорами. Есть даже ангельский сварочный костюм – создавая его, я представляла себе ангелов, которые латают дыры мироздания и варят прямо на небесах.
Саша очень любит свою работу и надеется, что скульптуры духовно обогащают не только её, но и тех, кто посещает мастерскую Weld Queen. А если вдруг найдутся девушки, которым станет интересно – каково это, варить не только борщи, но и скульптуры, что ж, Саша готова провести для них мастер-класс.