Новости

Змей-Сисиныч и сексуальная революция: столичная сварщица меняет сознание своими скульптурами

Репортёр Metro пообщался с королевой сварки
Змей-Сисиныч и сексуальная революция: столичная сварщица меняет сознание своими скульптурами
Конь-агонь. Фото Из личного архива Weld Queen
Конь-агонь. Фото Из личного архива Weld Queen
Скульптуры. Фото Из личного архива Weld Queen
Скульптура Мадонна. Фото Из личного архива Weld Queen
Кот Тихвами. Фото Из личного архива Weld Queen
Дорифор. Фото Из личного архива Weld Queen
Дорифор и Саша. Фото Из личного архива Weld Queen
Змей-Сисиныч. Фото Из личного архива Weld Queen
"Пара ненормальных". Фото Из личного архива Weld Queen
Спортивный сварочный костюм. Фото Из личного архива Weld Queen
Конь-агонь. Фото Из личного архива Weld Queen1/9

Сварщик и художник Александра Ивлева уже три года ваяет интерактивные скульптуры из металла. Необычное для девушки увлечение заметили – её включили в рейтинг ста лучших молодых художников страны.

У Саши в голове роится множество идей, которые посещают её везде, даже когда она чистит зубы или едет в машине. Как только сварочная муза касается её, Саша мчится на предприятие ВНИИМЕТМАШ, где в одном из корпусов находится её мастерская Weld Queen, и вместе с помощниками начинает создавать очередное произведение искусства.

Слонбургер и Змей-Сисиныч

– Первой моей работой был медитирующий кот Тихвами, – рассказывает Metro Саша. – Он большой, выше двух метров высотой, а весит порядка 300 килограммов. Я просто увидела однажды его в своей голове. Он пришёл в моё сознание, разбудил ранним утром. Для меня этот кот сразу стал старшим братом, духовно близким существом. И это ощущение так потрясло меня, что я помчалась искать помещение для работы, материалы. А через два месяца он уже был готов.

Скульптура произвела эффект разорвавшейся бомбы. Люди, впервые увидевшие Тихвами, были поражены – по словам Саши, многие сразу ощутили духовную связь с двухметровым стальным котом.

– Они не просто садились на него, чтобы сфотографироваться – один шептал ему что-то на ухо, другой обнимал, в общем, у всех шёл какой-то внутренний диалог с моим котиком. Люди с ним общались как с живым существом, хотя это была всего лишь стальная конструкция. И для меня это стало откровением.

Кот Тихвами.
Из личного архива Weld Queen
Кот Тихвами.

С тех пор Саша стала создавать интерактивные скульптуры, чтобы зритель взаимодействовал с ними, открывал для себя что-то новое, и даже находил ответы на извечные философские вопросы.

– Человек, своей уникальностью, неповторимым внутренним миром, создаёт контекст для моих скульптур. Например, посетитель дорисовывает скульптуре в своём воображении лицо, которое я намеренно не сделала. В свою очередь, люди, которые наблюдают со стороны за скульптурой и человеком, который с ней взаимодействует, видят уже свою картину. Вот сидит девушка на коте, или это какой-нибудь взрослый, бородатый мужчина, и для тех, кто за ними наблюдает, появляется уже свой контекст. Это перформанс, рождённый из симбиоза.

У Саши есть уже много занятных скульптур: Слонбургер (зрителю предлагается ощутить себя начинкой бургера, при этом слон в этой инсталляции – отражение могучей и ещё свободной природы); Змей-Сисиныч (существо, соединившее в себе гены Горыныча и змея-искусителя, это олицетворение пороков современного общества); Конь-агонь (первая работа из серии "Качалки", показано субстантивированное в огне и железе стремление обладать каким-то быстрым и мощным средством передвижения).

Змей-Сисиныч.
Из личного архива Weld Queen
Змей-Сисиныч.

Sexual revolution

Сейчас у столичной художницы есть уже отработанная схема, по которой она создаёт свои работы – технология производства очень сложная, но конечный результат окупает себя, ведь каждая скульптура для Саши дорога по-своему, и очень символична.

– Сначала появляется идея, затем я рисую эскизы, подключаю команду художников, которые создают производственные рисунки, – рассказывает Саша. – Следующий шаг – создание пластилиновой модели, с помощью которой мы нащупываем форму. Затем подбирается материал, и делаются небольшие образцы из металла. Собственно, после этого начинается процесс создания модели – на это уходит от двух-трёх недель до полугода. Ну и последний штрих – шлифовка.

Саша всегда работает в сварочной одежде, созданной из ткани с огнеупорными пропитками, в специальной обуви с металлическим носом (чтобы какая-нибудь железяка не отбила пальцы, если вдруг вывалится из рук). Она использует и другие средства защиты – респираторы, вытяжку, сварочную маску. Работа, конечно, тяжёлая, зато она приносит Саше много радости,  позволяет ей творчески реализовывать себя.

Спортивный сварочный костюм.
Из личного архива Weld Queen
Спортивный сварочный костюм.

Прямо сейчас художница дорабатывает амбициозный проект sexual revolution, в который войдут антропоморфные скульптуры Казановы, Мадонны, Дорифора и "пары ненормальных". По задумке Саши, эти модели будут символизировать собой открытость и раскрепощение, которые должны присутствовать в отношениях. Своими работами Саша попробует поставить ребром вопрос о доступности секса в современном обществе.

– Я это вижу себе так – мужчина сидит на Мадонне, качается, и представляет себе идеального партнёра, идеальную женщину, – поясняет Саша. – Возможно, этот взаимодействие поможет ему найти ответ на вопрос, что такое идеальная женщина. Скульптуры уже готовы. Был даже забавный случай, с Казановой. Это мужчина из стали, без лица, он лежит на спине, и на него можно сесть как на качельку. Так вот, однажды пришла девушка, села на него, причём неправильно, спиной к голове, и начала качаться. Потом села правильно, посмотрела ему в лицо. А люди уже начали вовсю обсуждать скульптуру, кто-то сказал, что это – Казанова, идеальный любовник. Когда девушка поняла, о чём они говорят, тут же покраснела, вскочила и убежала. Есть люди, скованные стереотипами, закрепощённые. Будут разные реакции, и это здорово.

Скульптура Мадонна.
Из личного архива Weld Queen
Скульптура Мадонна.

Какая королева сварки – без импозантного наряда? Вот и Саша однажды задалась этим вопросом, и решила создать целую серию костюмов для сварщика, создав свою собственную сварочную мифологию.

– У меня есть коктейльное сварочное платье, вечернее сварочное платье, к обоим прилагается "кокошник" – сварочная маска, украшенная рюшами, – говорит художница. – А ещё я создала альтернативные наряды – костюм галактического сварщика, который ваяет космические корабли и мчит на них к звёздам. Наряд украшен металлическими узорами. Есть даже ангельский сварочный костюм – создавая его, я представляла себе ангелов, которые латают дыры мироздания и варят прямо на небесах.

Саша очень любит свою работу и надеется, что скульптуры духовно обогащают не только её, но и тех, кто посещает мастерскую Weld Queen. А если вдруг найдутся девушки, которым станет интересно – каково это, варить не только борщи, но и скульптуры, что ж, Саша готова провести для них мастер-класс.