В Москве в банкоматах иногда попадаются фальшивые купюры. С этой проблемой на днях столкнулся житель столицы Антон Меркулов.

- Зашёл в банкомат напротив дома, снял деньги, - рассказывает Меркулов Metro. - Одной купюрой расплатился, другую сунул в карман.

Подделку обнаружили только на следующий день, когда молодой человек расплачивался в кафе - на фальшивую купюру достоинством в 1000 рублей обратила внимание дотошная официантка.

- Она удивилась, конечно. Да и я не ожидал такого - сидел с ноутбуком, был весь в мыслях о высоком, - сообщил Меркулов. К счастью, официантка знала его в лицо, поэтому скандала удалось избежать.

К слову, заметить неладное было делом нехитрым. Так, под изображением церкви Иоанна Предтечи на оборотной стороне купюры чётко написано: "Не является платёжным средством".

Банк, которому принадлежит банкомат, отреагировал оперативно - Меркулов разместил на своей страничке в Facebook изображение банкноты и поведал свою историю.

- После размещения поста уже звонили из банка, - сказал он. - Всё им рассказал. Обещали перезвонить!

В связи с этой ситуацией мы дозвонились до директора аналитического департамента ИК "Golden Hills - КапиталЪ АМ" Михаила Крылова. Он пояснил, как фальшивые деньги появляются в банкоматах, и что нужно делать, если вас надули.

- В банкоматах установлена система считывания подлинности денег, но при этом могут попадаться купюры от мошенников, - сообщил Крылов. - В таких деньгах метки, которые считывает программное обеспечение платёжных терминалов, определяются как подлинные. Обычно банки меняют программное обеспечение банкоматов и, тем самым, усиливают контроль.

Деньги появляются в банкоматах через устройства приёма наличных. При транспортировке их не проверяют, поэтому контрафактная денежная масса растёт.

Как вести себя в ситуации, если обнаружил фальшивку - однозначного ответа, исходя из законодательства, не существует. Как гласит 16-я глава положения ЦБ №318П, погашение таких банковских купюр осуществляют банковские учреждения.

Нужно придти в банк, предоставить купюру. Специалист банка поставит метку "в обмене отказано" или "подделка", наименование банка, дату, ФИО работника, подпись. Также работник банка должен составить протокол об изъятии купюры, указывая её номинал, серию и номер, затем этот протокол предъявляют клиенту, у которого изъяли банкноту. Тогда клиент отдаёт свою погашенную, неплатёжеспособную банкноту.