Новости

Женщина в бизнесе: трудно ли добиться успеха и чем приходится жертвовать

Истории бизнес-леди в преддверии 8 марта
Женщина в бизнесе: трудно ли добиться успеха и чем приходится жертвовать
Ольга Муравьёва. Фото предоставлено героями публикации
Ольга Муравьёва. Фото предоставлено героями публикации
Светлана Лапшина. Фото предоставлено героями публикации
Анна Вовк. Фото предоставлено героями публикации
Татьяна Шараева. Фото предоставлено героями публикации
Ольга Муравьёва. Фото предоставлено героями публикации1/4

В преддверии 8 Марта Metro решило узнать у бизнес-леди цену успеха. Мы спросили у них: 1. Как бизнес меняет женщину? 2. Какое качество в бизнесе помогает больше всего? 3. Какая была самая трудная ситуация, в которой наибольшую сложность представляло то, что вы женщина? 4. Чем приходится жертвовать, чтобы всё успевать?

Ольга Муравьёва, директор кондитерской фабрики "Победа", замужем, воспитывает пятерых детей.
1. Считаю, что бизнес не должен менять женщину. Ни в коем случае нельзя оставаться директором дома. Директор я на работе, а дома – просто жена и мама. Это очень важно. Благодаря этому у нас с детьми складываются очень тёплые, душевные отношения, мы обсуждаем разные темы, которые их волнуют.
2. Прежде всего на работе и в бизнесе я стараюсь быть в меньшей степени женщиной, а в большей – просто успешным деловым человеком, который стремится к своей цели. Я думаю, что это основа, которая помогает двигаться к намеченной цели.
3. В бизнесе нет разделения на мальчиков и девочек, здесь все равны. Однако много лет назад, когда я возглавила нашу первую фабрику в Егорьевске, меня воспринимали неоднозначно. На деловых встречах, например, партнёры часто искали глазами того самого мужчину-директора, с которым и надо вести переговоры, – меня в расчёт не брали.
Были и неловкие ситуации: возвращаемся из командировки, и мужчины начинают хвастаться, как их встретят жены с борщами. Я в этот момент развожу руками: а у меня нет жены, так что праздничный ужин будем готовить всей семьёй. Я с удовольствием готовлю вкусности мужу и детям.
4. Когда мы открывали фабрику в Егорьевске, я была беременна, после родов мой кабинет оборудовали пеленальными столиками. У меня даже мысли не было оставлять детей дома, мы с малышами были единым целым. Я часто оставляла детей гулять во дворе фабрики, охранники покачивали коляски. Сейчас дети подросли и часто бывают на производстве. Мы с мужем любим нашу работу, но выходные стараемся проводить вместе с семьёй. Мы собираемся, делаем уроки, играем, читаем, убираемся, ходим в музеи. Времени хватает, главное – правильно его распределить.

Светлана Лапшина, учредитель группы компаний "БИГ", генеральный директор агентства "БИГ Риэлти", замужем, воспитывает пятерых детей (одна девочка приёмная).
1. Получать удовольствие от всего, что делаешь, – это моё главное жизненное правило. Меня бизнес меняет в положительную сторону, это моя возможность созидать и развиваться. Я получаю удовольствие от того, что помогаю людям. Мне нравится, как работают новые решения или запускается новый проект.
2. Главный ключ к успеху – это тайм-менеджмент, чёткое распределение времени, которого мне хватает и на семью, и на детей, и на личные увлечения, и на друзей и подруг. Всё должно быть гармонично, и умение распределять время помогает успевать это сделать.
 3. Самым сложным было в начале работы в "Транснефти" принимать нефтяной танкер на заводе. Со мной были инженеры и другие технические специалисты, мне было 26 лет, и я была единственной женщиной среди закоренелых технарей. Попала в эту делегацию, поскольку руководитель моего отдела заболел. Спасло то, что поставщиком отдельных деталей была иностранная компания и во время приёмки возник вопрос о гарантиях. Переводчика не было, иняз по первому образованию сослужил мне службу: я не только разрешила вопрос, но и внесла коррективы в договор, свободно обсуждая технические темы на английском с представителем этой компании. После такой истории технические специалисты стали смотреть на меня по-другому.
4. Мне повезло – я многозадачна от природы, умею организовывать людей и вдохновлять, и я высоко мотивирована наличием у меня детей и людей, которые смотрят на меня и следят за каждым моим шагом. И я точно знаю: всё, чего я действительно хочу, то я и могу. Провожу с семьёй достаточно много времени. Увлечена хобби моих детей: от нумизматики и рисования до участия в проектах старшего сына, в спорте или йоге.

Татьяна Шараева, управляющий партнёр сети коворкингов MEETING POINT, замужем, воспитывает двоих детей.
1. Женщину скорее меняет не бизнес, а работа. Причём работа, которая не приносит ей удовлетворения. Если же говорить о своём бизнесе, который ты создаёшь с идеи, то добиться успеха без полной отдачи делу невозможно. И самоотдача, на мой взгляд, в этом случае не может привести к каким-то негативным изменениям в характере, по крайней мере, в себе я не заметила таких перемен.
2. Помогают в первую очередь целеустремлённость и вера в своё дело. А мешают иногда мягкость, которая свойственна многим женщинам от природы. Например, это проявляется в работе с персоналом. Бывают ситуации, когда необходимо провести реструктуризацию, пересмотреть штат, сократить сотрудников по объективным причинам, но мягкость и человечность мешают это сделать. В этом случае мужчины руководствуются исключительно выгодами бизнеса и логикой, а женщины, как мне кажется, решение иногда принимают от сердца.
3. Мне повезло, в работе и в построении карьеры я никогда не испытывала сложностей или давления, связанных с тем, что я женщина. Всегда находила общие темы с коллегами-мужчинами. Хотя могу поделиться одним забавным фактом: когда я работала в банке, топ-менеджеры мужчины ввели в традицию периодически собираться и ходить в баню, можно сказать, такие "банные совещания", и, естественно, присутствовать на таких "закрытых заседаниях", как вы понимаете, у меня не было никакой возможности.
4. Мне не приходится чем-либо жертвовать. Конечно же, хотелось бы ещё больше проводить времени с детьми, но в целом времени на семью у меня хватает. Могу поделиться советом: надо соблюдать work life balance. Если вы можете планировать свой график в бизнесе, то вы также можете планировать и график в личной жизни, выделять время для семьи, для себя и своих личных вопросов.

Анна Вовк, генеральный директор компании "Национальная дистрибьюция", руководитель и совладелец консалтинговой компании "А. Консалт", замужем, воспитывает двоих детей.
1. Бизнес, конечно же, меняет женщину. Женщина становится более прагматичной. Иногда среди бизнесвумен бывают очень эмоциональные женщины. Если они не умеют приводить свои эмоции в конструктивное русло, это их разрушает изнутри. Это очень важный фактор. Нужно беречь своё психологическое здоровье, не только физическое.
2. Не то что бы качество. Скорее принцип: делать то, что нравится. Я выбрала ту работу, ту специальность, те занятия, которые приносят мне удовольствие.
3. Самой сложной для меня стала ситуация, когда я была единственной представительницей слабого пола на переговорах в Европе, как ни странно, в Швейцарии. Мне при подписании эксклюзивного договора поставили в укор тот факт, что я недавно родила ребёнка и ещё практически нахожусь в декретном отпуске, но при этом требую какие-то эксклюзивные условия. Меня спросили, что я могу предложить взамен, если я, молодая женщина репродуктивного возраста, завтра могу пойти родить второго. Отреагировала я на это жёстко, буквально в течение минуты объяснила свою позицию. После чего я покинула комнату, дав коллегам пять минут подумать. Это было очень резко, но, когда я вернулась, все приняли предложенные мной условия.
4. Я не могу сказать, что приношу жертвы, так как иначе отношусь к жизни и времени. Планирую и принимаю жизнь такой, какая она есть. Всегда принимаю во внимание свой план, у меня есть и цели, и приоритеты. Но в то же время я не рву на себе волосы, если что-то идёт не по плану. Приоритеты – это здоровье, семья, гармония, счастье, дети, муж, мама. А на втором плане, если всё в порядке с приоритетами первого уровня, всё то, что приносит удовольствие. Я не делю свою жизнь, а принимаю её целиком.