Вчера стало известно, что легендарный стрит-арт художник Бэнкси не знал о проведении выставки его работ в Москве. В своём официальном аккаунте в Instagram граффитист выложил скриншот переписки с подписчиком, который рассказал ему о выставке в Центральном доме художника и о том, что за вход организаторы берут деньги.

Новость о том, что выставка проводится без ведома автора работ, вызвала негодование среди поклонников его творчества по всему миру. Организаторы в беседе с РИА Новости заявили, что никогда не говорили о том, что выставка была согласована с самим Бэнкси.

"У нас представлены исключительно авторизованные работы - никаких кусков стен, вандально вырезанных против воли Banksy. Все работы имеют сертификаты подлинности", - сказали в ЦДХ, добавив, что все присутствующие в музее работы предоставлены частными коллекционерами, у которых есть право выставлять работы художника на выставках.

Metro решило пообщаться с юристами и узнать, могут ли частные коллекционеры выставлять купленные ими художественные произведения без согласования с их автором.

"Если у коллекционеров есть право выставлять работы, то ничего незаконного в участии их в выставке нет. Обычно такие моменты прописываются в договоре при покупке произведения. Может быть условие о том, что коллекционер не имеет право выставлять работу в музеях. В таком случае она просто хранится в его личной коллекции", - пояснил управляющий партнёр коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнёры", адвокат Владимир Старинский.

"Если же в целом говорить о работах Бэнкси, то здесь все немного сложнее, так как неизвестна личность художника, а многие работы были сделаны с нарушениями правовых норм и без согласований. Поэтому вряд ли организаторам выставки грозят юридические последствия за её проведение", - заключил он.

"Если организаторы выставки утверждают, что Бэнкси продает свои авторизованные работы коллекционерам, не запрещая их выставлять в галереях, в таком случае мы можем говорить о заключении некоего договора. По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности - предоставляет другой стороне право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. То есть, если действительно данные работы были проданы вышеуказанным коллекционерам и в заключенных договорах предусмотрено право их представления на различных выставках и т.п., в таком случае коллекционеры вполне законно были наделены правом их предоставить для данной выставки организаторам, что якобы и сделали", - рассказал адвокат Владимир Постанюк.

Однако, по его словам, в случае отсутствия у коллекционеров каких-либо договоров и соглашений с автором использование его работ на выставках является незаконным. "Отсутствие запрета [на выставление работ] не считается согласием (разрешением)", - отметил эксперт, добавив, что в такой ситуации Бэнкси будет иметь право требовать от нарушителей выплаты компенсации.