Обновление залов Третьяковской галереи проходит регулярно. То и дело здесь циклюют паркет, обновляют стены, сначала убирая из зала все полотна. Картины снимают, пылесосят, вернее «обеспыливают» с помощью обычного пылесоса, и на время перевешивают или убирают в запасники. В прошлом году ремонт провели в огромных залах Васнецова, Верещагина, Сурикова, ещё раньше – в залах Перова, Тропинина, Венецианова, Левитана... Теперь пришёл черёд залов с работами Куинджи, эскизами Иванова и полотнами Крамского.

Прежде всего ремонт затевают там, где полы наиболее истёрты, а вытаптывается паркет возле самых популярных полотен. И, судя по паркету у картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре», на котором разве что дыру не протёрли, народная тропа к этому полотну не зарастает.

– Как мы здесь шутим, в Третьяковской галерее самая тяжёлая и острая проблема – это половая проблема, – пошутила Галина Сергеевна Чурак, заведующая отделом живописи 2-й половины XIX – начала XX века. – Если говорить о формальной стороне, то наиболее страдают первые залы, через которые проходят все посетители, а зимой ещё и несут на обуви песок и реагенты с улицы. Что же касается моего ведомства, конечно, очень популярны картины Василия Перова «Тройка», «Последний кабак у заставы», «Крестный ход на Пасху». Я бы ещё выделила одну из самых популярных картин вот уже более полутора столетий – это картина Пукирева «Неравный брак».

По словам искусствоведа, появление её в 1862 году имело огромное значение, ведь судьбы бесприданниц часто решались против их воли:

– Репин в своих воспоминаниях писал о «Неравном браке», что не один старый генерал забрал своё намерение обратно, после того как начали обсуждать эту картину.

Пока мы наблюдали, как работники технической службы осторожно снимают со стены картину Крамского «Христос в пустыне», Галина Сергеевна заметила, что эта одна из самых лучших картин Крамского:

– Сам Крамской говорил: «Это не Христос. Я не знаю, кто это. Это выражение моих мыслей, моих чувств».

В совсем другое – дикое, агрессивное – состояние приводит картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», рядом с которой постоянно появляется «половая заплешина».

– Я читала рукописи различных художников, которые в частной переписке сообщали друзьям, что возле этой картины дамы падают в обморок, – говорит Чурак.

В 1913 году картина пострадала от трёх ударов ножом, которые со словами «довольно крови» нанёс двадцатидевятилетний иконописец. Картину тогда привели в порядок.

– Но с того времени реставраторы особо следят за ней. Она у нас закреплена на стене так, чтобы не испытывать на себе даже минимального воздействия от шагов людей, от вибрации пола или стены, – говорит Галина Сергеевна. – Поэтому, когда у нас идут вот такие работы, мы её снимаем со стены, бережно укутываем, закрываем.

Картина Куинджи «Ночь на Днепре» вызвала восторг, как только она появилась.

– Впервые её выставили в 1880 году, и это была выставка одной картины, чего до этого не делали, – рассказывает Галина Чурак.

Надо оговориться, что та первая картина принадлежит Русскому музею, а в коллекции Третьяковской галереи – повторение картины, сделанное художником на следующий год. Картина была очень востребована у зрителей, и Куинджи был вынужден её повторить, ведь первый вариант сразу после выставки купил князь Константин Романов.

– Великий КР, Константин Романов, был удивительным человеком. Он был большим поклонником искусства, сам сочинял стихи, на которые Чайковским были написаны многие романсы, он возглавлял Академию наук Российской империи... И вот этот глубокий человек сразу оценил «Ночь на Днепре». Он купил её, и позже картина путешествовала с ним на яхте, совершив кругосветное путешествие. Он не хотел, не мог с ней расстаться, несмотря на все предупреждения, что полотно может пострадать от соли и влажности.

По словам Галины Чурак, Куинджи чрезвычайно интересен был эффект света:

– Он проводил много опытов с химиком Менделеевым, с физиком Петрушевским. Пытался с помощью науки проверить свою гармонию, найти глубинную тайну цвета и краски.