Новости

В столичном такси появился новый вид мошенничества

"Или плати наличными, или вон из машины!"
В столичном такси появился новый вид мошенничества
В "Яндекс.Такси" пообещали пожизненно "отлучить" водителя Загребина Илью Владимировича от работы на их сервис. Фото Виктор Олейник, "Metro"
В "Яндекс.Такси" пообещали пожизненно "отлучить" водителя Загребина Илью Владимировича от работы на их сервис. Фото Виктор Олейник, "Metro"
Виктор отделался царапинами и незначительными травмами. Фото Виктор Олейник, "Metro"
Сервисы онлайн-такси. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Такси. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
В "Яндекс.Такси" пообещали пожизненно "отлучить" водителя Загребина Илью Владимировича от работы на их сервис. Фото Виктор Олейник, "Metro"1/4

Сервис онлайн-заказа не может решить эту проблему и рекомендует обращаться в полицию.

Некоторые столичные таксисты, использующие для своей работы онлайн-агрегаторы, в погоне за прибылью начали обманывать своего работодателя и клиентов.

Как известно, оформив лицензию в одной из таксомоторных онлайн-компаний ("Яндекс.Такси", Uber, Gett), водители получают доступ к специальной программе, которая позволяет дистанционно принимать заказы у клиентов, а также проводить оплату банковской картой. За функционал сервиса водителям приходится платить комиссию – обычно около 20% от суммы заказа.

В итоге, водители пытаются максимально сократить издержки, получив для себя главное преимущество приложения – доступ к базе данных клиентов. Приехав по вызову, некоторые таксисты под надуманным предлогом или прямо просят пассажира отменить заказ в приложении, гарантируя поездку за точно такую же сумму. Таким образом, пассажир вроде бы ничего не теряет, а с таксиста не будет удержана комиссия.

Подобный случай произошёл в минувшие выходные с журналистом газеты Metro Виктором Олейником, который заказал автомобиль, воспользовавшись агрегатором "Яндекс.Такси".

По приезду, водитель сразу сказал, что не принимает оплату картой, сославшись на якобы неисправность системы "Яндекса", однако на свою просьбу получил отказ. Казалось бы, на этом история должна закончиться, но настойчивый шофёр, угнетённый отказом, начал требовать от меня покинуть автомобиль.
"Ты не докажешь, что сел в мою машину, пошёл вон отсюда", – заявил мне водитель. В ответ на это я пригрозил ему жалобой и сделал фотографию в салоне, что окончательно вывело таксиста из себя (фото есть в распоряжении Metro). Мужчина покинул водительское сиденье, чтобы силой вытащить меня на улицу, при этом отпуская в мой адрес нелестные отзывы. Когда я вышел на улицу, таксист схватил меня за лицо, попытался нанести несколько ударов и воскликнул: "Я тебе сказал выйти из машины, ты что, русского языка не понимаешь, ***?".
Вырвавшись, я поспешил пожаловаться в службу поддержки "Яндекса". Официальный представитель компании Дарья Тросникова заявила, что такое поведение водителя неприемлемо. "Мы сразу заблокировали его в системе Яндекс.Такси – это значит, что он больше не сможет принимать заказы от пользователей сервиса, в каком бы таксопарке он ни работал", – сказала она.
Однако это всё, что компания смогла сделать в рамках своей политики. Принеся свои извинения, Тросникова рекомендовала обратиться в полицию, где нерадивого таксиста могут наказать за причинение телесных повреждений. "По запросу мы готовы оказать полное содействие правоохранительным органам и предоставить всю информацию о поездке", – заключила Дарья.

От онлайн-агрегаторов вообще сложно добиться какой-либо помощи в случае внештатной ситуации. Как рассказал Metro журналист "Независимой газеты" Алексей Горбачев, в которого однажды врезался автомобиль сервиса "Яндекс.Такси", там лишь развели руками, посоветовав обращаться в страховую компанию. Водители онлайн-сервисов подчёркивают, что добиться обратной связи сложно и в обратной ситуации – например, если клиент отказывается платить или попросту неадекватен. Агрегаторы, как известно, предпочитают общение по электронной почте – такой способ связи не всегда является самым эффективным, и уж точно не самым оперативным.

Адвокат Московской областной коллегии адвокатов Любовь Киселева рассказала Metro, что онлайн-сервисы пользуются пробелами в действующем законодательстве, которые, по сути, позволяют им получать деньги, а при внештатных ситуациях не нести никакой ответственности.

"Правовой статус этих онлайн сервисов в настоящий момент не определен в действующем законодательстве. В то же время судебная практика пошла по пути признания, что услуги таких онлайн-сервисов носят характер агентских услуг. Как правило, это поиск пассажиров такси, принятию от них заказа и передаче его исполнителю услуги, – предупреждает адвокат. – Это означает, что такие диспетчерские сервисы, когда они действуют как агенты от своего имени, также несут ответственность в случае причинения вреда пассажиру в ходе перевозки, а так же несут ответственность и за качество оказания услуг, что подтвердил Верховный суд РФ в своем определении от 09.01.2018 года N5-KГ17-220".