В РАМТе начались Летние балетные сезоны. Этот ставший уже традиционны театральный марафон длиной в два месяца начался 1 июля и продлится до самого последнего летнего дня. В течение двух месяцев зрители смогут увидеть мировые шедевры в исполнении балетных танцоров. Metro оценило один из первых спектаклей - экспериментальный балет эстонского балетмейстера-экспрессиониста Май-Эстер Мурдмаа. 

Май-Эстер Мурдмаа впервые обратилась к сюжету романа Михаила Булгакова ещё в 80-х. Тогда она поставила балет «Мастер и Маргарита» на сцене эстонского театра. Теперь, по её словам, она добавила больше мистики и электронную музыку. В начале балета под странные режущие звуки на сцене появляется толпа танцоров в чёрных комбинезонах с серпом и молотом на груди. Они маршируют и, как заведённые, вскидывают руки с жестом, напоминающим нацистский. Перед этой толпой Воланд показывает свои фокусы, а Мастер мечется в смирительной рубашке. 

В спектакле задействованы артисты Марийского государственного театра оперы и балета (не путать с Мариинским театром). То ли потому, что я недавно смотрела на солистов Большого, то ли потому, что слишком сложен оказался этот эксперимент, но меня не впечатлил танец. Понтий Пилат в коротком наряде больше походил на Спартака, Кот Бегемот вообще умудрился упасть. Спасла ситуацию Маргарита, поддержки и её изломанный танец на балу были замечательными. 

После первого акта этой хореографической фантазии с набором несвязных, как мне показалось, действий мне захотелось уйти. Когда я вышла на улицу, меня остановила вопросом пожилая женщина: «Ну как вам?» Я призналась, что не нравится. «Недочёты есть, но мне понравилось, как замечательно показана советская муштра, – заметила она. – Как проведена параллель, что и Иешуа, и Мастер были мучениками в своё время, параллель сатанисты – коммунисты тоже отличная». Второе действие я досмотрела с интересом и решила перечитать книгу.
 

В спектакле звучит электронная музыка Райнера Янциса, авангардного гитариста и композитора, лидера рок-группы Metro Luminal.

Она режет ухо и создаёт ощущение дискомфорта. Но именно такой музыки, по мнению Май-Эстер Мурдмаа, не хватало её спектаклю.

К такой музыке, которая больше похожа на скопление звуков, без какой-либо улавливаемой мелодии нужно привыкнуть. Когда смотришь, как сотрудники НКВД «перемалывают» руками и ногами Мастера, думаешь, что никакая другая музыка и не подошла бы.  

"Балет мне показался неоднозначным, но я для себя открыла новые сюжетные линии, которых я уже не помню в романе".
Юля, 24 года, журналист

"Я люблю эксперименты, столько всего смотрел по этой книге, а тут что-то новенькое".
Иван, 30 лет, менеджер

"Я смотрела балет "Мастер и Маргарита" в Киеве, вот там всё понятно и здорово было. А это... Этот балет нужно чем-то заесть".
Ирина, 43 года, учитель

"Могли бы Иешуа нормальный парик сделать. А то какая-то мочалка. Он выглядит смешно, а ирония здесь не уместна".
Андрей, 27 лет, специалист