Пока на Западе на вершину популярности взбирался Энди Уорхол, появлялись уличные художники, а на аукционах за сотни тысяч долларов продавали современные картины, в московском художественном пространстве царил совок.

– Чтобы твои работы появлялись на выставках, нужно было вступать в Союз художников и рисовать портреты Ленина. Если тебя тошнит от портретов Ленина и ты не можешь его рисовать, то никто твоих работ и не увидит, – объяснила Metro куратор выставки Евгения Кикодзе. – Вот художник открывает журнал American Arts и видит такую же картину, как нарисовал вчера, и у него кружится голова. Он выносит из квартиры всю мебель, зовёт друзей и устраивает свою собственную выставку.

Начиная с 1962 года, когда Хрущёв резко раскритиковал выставку авангардистов в «Манеже», стены собственных квартир стали единственным местом для вернисажей столичных художников.
– Через знакомых журналистов давали объявления на «Голос Америки», на Русскую службу Би-би-си, на радио «Свобода» о том, что будет проходить выставка, и многие приходили, – объяснила Metro куратор выставки Оксана Саркисян. – В итоге образовалась совершенно уникальная среда, из которой и выросло современное российское искусство.

Подпольными галереями становились комнаты в коммуналках, малогабаритки на окраинах и в заброшенных зданиях в центре Москвы. На квартирных экспозициях находили своих зрителей работы Оскара Рабина и Александра Косолапова, которые в итоге попали в Третьяковку. На кухнях и в коридорах впервые выставлялись работы родоначальников соцреализма Александра Меламида и Виталия Комара, которые после эмиргации в США стали настоящими звёздами. Сейчас их картины представлены в лондонском Музее Виктории и Альберта и в нью-йоркском Метрополитен-музее.

Жизнь непризнанных советской властью художников документировалась несколькими фотографами: Игорем Пальминым, Валентином Серовым, Юрием Рыбчинским, Игорем Макаревичем и Георгием Кизевальтером. Многие из них ещё никогда не были выставлены. Фото Серова, например, нашли только после его смерти, когда разбирали квартиру, – они лежали в одной из коробок.

Кроме фотографий в музее покажут также типичную комнату художника того времени. На экране, который находится на стене этой комнаты, будут показывать видео с воспоминаний художников 70-х.