Экскурсия начинается с репетиционного зала. Стена на сцене исписана автографами гостей Юрия Любимова, её скопировали из кабинета режиссёра. "Все богини как поганки перед бабами с Таганки", – выделяется на ней крупная надпись Андрея Вознесенского. Перед сценой кресла, обитые кожзамом с возрастными трещинами. Такие же стояли и в театре на Таганке, созданном мастером в 1964 году, где он ставил свои лучшие спектакли и откуда ушёл в 2011 году из-за конфликта с труппой. В первом ряду реконструированы режиссёрские столики – точные копии того, за которым в театре работал Любимов. На столах установлены кнопки и наушники. Надеваешь их, жмёшь клавишу, и на стене появляется тень режиссёра, слышишь его голос:

– Обитатели города стоят за надписями глав, – напряжённо объясняет он невидимым актёрам. – И там надписи страшные: "Гришка Отрепьев", "Премудрый змей", "Принц Гарри"...

Это запись с репетиции спектакля "Бесы". Режиссёр поставил его в Театре Вахтангова через год после своего ухода из Таганки и посвятил актёрам своей прежней труппы. Впрочем, авторы выставки не преследуют цели рассказать про обиду режиссёра.

– Я хотел, чтобы отрывок был максимально разным с точки зрения режиссуры, – говорит Metro архитектор и куратор Алексей Трегубов. – Там есть про то, как артист должен говорить, какая должна быть пластика, чтобы посетитель выставки мог почувствовать, как проходили репетиции Любимова, про что его язык.

В зале, посвящённом постановке "Добрый человек из Сезуана" 1963 года, стоят барабаны, на которые проецируюется отрывок спектакля.

– Я хочу обратить внимание на марш, который звучит здесь, – советует куратор выставки Евгения Абелюк, давая знак рукой немного помолчать и послушать, – это тот фрагмент, из-за которого спектакль чуть не отменили: "Шагают бараны в ряд, бьют барабаны, кожу для них дают сами бараны..."

Сохранить спектакль режиссёру помогли журналисты, поддержав постановку. И с этого началась история Театра на Таганке.

– Эта выставка познавательная даже для тех людей, кто никогда не был на спектаклях Таганки и никогда не слышал про Любимова, – поясняет вдова режиссёра Каталин Любимова, председатель правления Благотворительного фонда развития театрального искусства Любимова, благодаря которому открылась выставка. – А те, кто его знал, смогут ещё раз прочитать ноты, которые были в его памяти.


По 26 октября в Музее Москвы проходит фестиваль перформансов "Посвящение Любимову". Зрителей выставки ждут:

  • Лекции куратора выставки Евгении Аделюк, педагога, доцента департамента образования ВШЭ.
  • Документальные фильмы разных авторов, а также из архива семьи Любимова.
  • Спектакль-шествие по мотивам постановки Юрия Любимова "Десять дней, которые потрясли мир".
  • Творческие встречи "Беседы о Любимове" с художниками, композиторами и друзьями мастера.
  • Киновечера, посвящённые Любимову как актёру. Будут показаны отрывки с его участием.