Новости

В Москву привезли исчезающие снимки

Выставка открылась в ГМИИ им. Пушкина
В Москву привезли исчезающие снимки
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
На фото – камера-обскура, с помощью которой создавались фотографии. Снимки были недолговечными и калотипия постепенно потеряла популярность, однако это изобретение подтолкнуло фотографию к развитию. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
На фото – камера-обскура, с помощью которой создавались фотографии. Снимки были недолговечными и калотипия постепенно потеряла популярность, однако это изобретение подтолкнуло фотографию к развитию. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Выставка в ГМИИ им. Пушкина. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"1/8

На втором этаже Галереи искусства стран Европы и Америки выставили более 150 старинных фотографий. На первый взгляд ничего в них особенного нет – вот дерево, вот озеро, листочек, ваза с фруктами, копия старинной грамоты, вот полка со стеклянными бокалами и снова дерево. Но для Уильяма Генри Фокса Тальбота и его современников в 40-х годах XIX века, совершенно не знакомых с фотографией, это казалось настоящим чудом.  

– Для викторианцев фотография была смесью магии и науки, – сказала на открытии выставки её куратор Ольга Аверьянова.

Правда, ранние калотипы (от греческих kalos – "красивый" и typos – "отпечаток") привезти не удалось. Они совсем хрупкие – Тальбот создал их до того, как придумал способ закрепить свои копии реальности на светочувствительной бумаге, пропитанной нитратом серебра и раствором соли, поэтому изображения попросту исчезают с листов.

8 лекций и тематических встреч  об истории фотографии пройдёт в рамках выставки до начала апреля.

Своё поместье, запечатлённое на самом первом негативе в мире, Тальбот переснял ещё не один раз. Его он называл первым зданием, "которое когда-либо было известно тем, что "нарисовало" само себя". И Тальбот позволял всему миру рисовать самого себя. Не отягощённый шаблонами современной фотографии, он снимал всё, тестируя возможности новой технологии светописи. Куратор выставки называет это "меланхоличной инвентаризацией реальности", которая чем-то напоминает современную манию фотографировать вещи вокруг.

– Например, его дочь любила выращивать гортензии, и он их запечатлел. Мы же тоже, если и вырастили розочки, снимаем их и отсылаем друзьям или публикуем в соцсетях. Внутреннее становится социальной историей, – сказала Metro Ольга Аверьянова.

По словам директора музея Марины Лошак, гигантских очередей на выставку она не ждёт – слишком непривычны для нас маленькие неяркие снимки. Но тех, кому удастся замедлить свой внутренний мир и погрузиться в немного аутичный мир этих фотографий, ждёт увлекательное путешествие в прошлое.