На выставке "Олдтаймер" в Сокольниках впервые представили технику Гаража особого назначения (ГОН). Корреспондент Metro встретилась с сотрудниками почётного эскорта и узнала, почему их служба "и опасна, и трудна"

Отполированные до блеска мотоциклы, манекены в форме сотрудников ГОНа и фотографии кортежей разных лет. Подходить и трогать нельзя, и это неспроста. Перед нами – та самая техника, которая ездила рядом с первыми лицами государства.

Без права на славу
О почётном эскорте говорят редко, а подвиги сотрудников не предают огласке. Например, имя террориста, который устроил покушение на кортеж с космонавтами в 1969 году, стало известно сразу, а о мотоциклисте, который закрыл собой машину с Валентиной Терешковой, не говорили ничего. Только наградили втихаря орденом Красной Звезды.

–  Террорист стрелял из двух рук, – рассказывает Metro в прошлом командир почётного эскорта Александр Охотник. – Василия Зацепилова, который ехал на мотоцикле справа от машины, он ранил в плечо, а водителя автомобиля – убил.
Сам герой только пожимает плечами.

"Почётный эскорт – это не только почёт и эскорт. Это дополнительное обеспечение безопасности".
Алексей Попов, реставратор

– Ну да, было дело, – только и говорит Зацепилов, которому сейчас 78 лет.

В мотокортеже он проработал девять лет, а потом попал "под крышу" – пересел на четыре колеса.

– Во время службы мы постоянно тренировались. Брали резервную машину и учились ездить по сторонам. Я был мастером спорта по мотоспорту, мне нравилась эта работа.

Особенный мотопарк
Россия – единственная страна в мире, где мотоциклы используются в почётном эскорте круглый год. Для безопасной езды зимой к ним прикрепляют коляски и кладут туда мешок с песком – чтобы мотоцикл стал устойчивым.

– Службу создали в 1956 году, но выпускать технику специально для ГОНа начали только в 1973-м, до этого были модификации серийных мотоциклов, – рассказал Metro реставратор Алексей Попов. – Каждый из них оборудован специальной защитой, в том числе от воды и грязи. Сотрудники почётного эскорта имеют четыре комплекта экипировки – на разную погоду, но ездить в грязном мундире не могут – не позволяет статус.


Покушение
В 1969 году младший лейтенант Виктор Ильин планировал покушение на Брежнева, но перепутал автомобили. В итоге под обстрел попала машина с космонавтами.

Кремлёвские гонщики ездят на особенных мотоциклах

С 1956 по 2019 год мотопарк Гаража особого назначения обновлялся несколько раз.

К-650
Мотоциклы К-650, К-750 и К-750М входили в состав кортежей с 1956 по 1973 год. Именно на них почётный эскорт сопровождал встречи первых космонавтов. А на К-650 Василий Зацепилов прикрывал автомобиль с Терешковой.

К-650.

К-650.

Василий Кузьмичёнок

Фото:

"Днепр-ЭС"
В 1974 году на смену К-серии пришли "Днепры-ЭС". Это были первые в истории мотоциклы, созданные специально для службы почётного эскорта. В 1980 году их сменили "Днепры-14.9", а затем и "Днепры-14.9М", которые стали последними эскортными мотоциклами СССР.

"Днепр-ЭС".

Василий Кузьмичёнок

Фото:

BMW R75RT
В 1993 году произошла смена поставщика мототехники – в ГОНе начали появляться мотоциклы немецкого производителя. За время службы (до 2011 г.) они участвовали в инаугурациях президентов России 2000, 2004 и 2008 годов, церемонии переноса Вечного огня и траурных мероприятиях.

BMW R75RT.

BMW R75RT.

Василий Кузьмичёнок

Фото:

BMW R1200RT
В наши дни почётный эскорт несёт службу на BMW R1150RT зимой и BMW R1200RT летом. Именно в сопровождении этих мотоциклов в мае 2018 года был осуществлён первый выезд нового автомобиля президента РФ Aurus.