В Москве проходят съёмки социальной драмы "Продукты 24". В её основу заложена реальная история "гольяновских рабов" – людей, которых эксплуатировали годами. Репортёр Metro побывал на съёмочной площадке.

Сказка и горе
12 июня, День России. На городской площади собрались люди. Всюду шарики, цветы, ярмарка. Люди пришли в приподнятом настроении.

На импровизированной сцене – Кощей Бессмертный со своей свитой. К зрителям, которых заинтересовала сказка, выходит надувной Змей Горыныч. Слышатся смех, радостные возгласы.

Никто не замечает забитую, сломленную девушку по имени Мухаббат. Она в фартуке, с большим синяком на лице. Мухаббат подходит к продавщице и покупает чебурек. Затем она смотрит на радующихся людей с чувством глубокого потрясения!

На городской площади – праздник, среди веселящиъся людей выделяется напуганная Мухаббат, девушка в фартуке, сбежавшая из магазина. Новый день съёмок фильма "Продукты 24".

На городской площади – праздник, среди веселящиъся людей выделяется напуганная Мухаббат, девушка в фартуке, сбежавшая из магазина. Новый день съёмок фильма "Продукты 24".

пресс-служба Metrafilms

Фото:

Никто не знает, что она сбежала из магазина, где у неё отобрали документы, где её избивали, заставляли работать круглые сутки, жить в тесной подсобке, угрожали расправой, если она сообщит в полицию.

Мухаббат видит на площади росгвардейцев, но не подходит к ним – боится, что они заодно с её хозяйкой. Другие пытались сбежать, но каждый раз их возвращали. Так что же делать? Как ей быть? На лице Мухаббат – полное отчаяние...

– Как думаешь, нормально, что у росгвардейцев нет дубинок? – спрашивает член съёмочной бригады. – Мне кажется, они должны быть!

В Москве проходят съёмки фильма "Продукты 24" – режиссёр Михаил Бородин взял за основу реальную историю "гольяновских рабов", женщин из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, которых в 2012 году правозащитники с боем отбивали у Шолпан Истанбековой, владелицы продуктового магазина на Новосибирской улице.

Для Михаила это первый полнометражный фильм. Он вникает в каждый эпизод съёмок. Долго общается с "торговкой", которая продаёт Мухаббат чебурек.

– Представляете, а я ведь жила в соседнем доме, на Новосибирской улице, – неожиданно признаётся ему "продавщица". – И знаю вашу историю от и до.


Работа над фильмом
Михаил Бородин рассказал Metro, что взялся за историю "гольяновских рабов", поскольку в России крайне мало снимается фильмов о проблемах мигрантов.

– Ещё меня очень интересует тема современного рабства. Это общемировая проблема. Есть ужасная статистика – если каждый день освобождать во всём мире 10 000 человек, то всех рабов удастся освободить только через 10 лет. Снимая этот фильм, я пытаюсь ответить на вопрос, почему в XXI веке мы всё ещё видим такую картину. История с "гольяновскими рабами" – самая известная в России, поэтому легла в основу сюжета.

Старт съёмок фильма "Продукты 24". Режиссёр – в маске и красной кепке.

Старт съёмок фильма "Продукты 24". Режиссёр – в маске и красной кепке.

пресс-служба Metrafilms

Фото:

При этом снимать фильм будут не только в Москве.

– События будут происходить также в одной из среднеазиатских республик, пока мы не знаем, в какой именно, потому что в мире сейчас пандемия, границы закрыты, – подчеркнул Михаил. – Мы просто надеемся показать в фильме некий восточный колорит.

По словам Михаила, в фильме он уходит от документальной реальности. К примеру, режиссёр не ставил задачи явно и убедительно воссоздавать сцены насилия. При этом при работе над сценарием Михаил основательно изучал историю "гольяновских рабов" – в течение полутора лет!

– Я читал информацию в Интернете. Общался с правозащитниками из "Гражданского содействия" и "Альтернативы". А вот непосредственным участницам тех событий было сложно вспоминать эту историю.

Одним из прототипов Мухаббат (в переводе с узбекского – "любовь") стала Бакия Касимова.

– Бакия очень плотно общалась не только со мной, но и с главной актрисой фильма, Зухарой Санcызбай, – пояснил Metro Михаил. – Она многое нам рассказала. Меня впечатлили стойкость и жизнерадостность Бакии. Она провела в магазине восемь лет, но, даже несмотря на все проблемы, не теряет оптимизма. Её сила и смелость покорили меня...

Михаил также отметил, что воссоздавать отрицательных персонажей можно различными художественными приёмами.

– Представлять себе, что это кто-то ещё, зло во плоти, нечто мифическое. Может быть, даже дракон! Нет какого-то конкретного способа, чтобы передать зло на экране. Это совокупность ощущений, событий. Действий, которые совершают эти персонажи. Но у нас очень точная кастинг-директор, она выбрала тех, кто идеально подошёл.

Одним из тех, кто освобождал Бакию и других "гольяновских рабов", был основатель и лидер российского волонтёрского движения против рабства "Альтернатива" Олег Мельников. По его словам, проблема рабства до сих пор не решена.

– Ситуация по магазинам не изменилась, – заявил Metro Мельников. – Эта же семья из трёх сестёр Истанбековых до сих пор на свободе, дела пострадавших – на рассмотрении в ЕСПЧ. После истории с "гольяновскими рабами" освобождали людей из этой же сети магазинов ещё несколько раз... Поэтому проект "Продукты 24" очень важен, как и всё, что касается темы рабства!


Юрист-актриса
Играющая главную роль Зухара Сансызбай хоть и училась на актрису, но больше считает себя юристом – закончила юрфак МГУ с красным дипломом. При этом мечтала стать актрисой, два года училась в институте искусств, но ранее никогда не снималась.

– Фильм многогранный, каждый найдёт что-то для себя – он не только о рабстве, но и об отношениях. Меня привлекла тема, сценарий, то, с какой стороны рассматривает проблему рабства режиссёр. Выслушав Михаила, я поняла, что проект получится интересный, красивый, людям захочется его увидеть. Тема сложная, но меня она не напугала.

Зухара подтвердила, что она, прежде всего, юрист, однако эта профессия помогла ей лучше вжиться в роль.

– Юридическая база, которую в тебя закладывают, предполагает опыт, практику. Этот опыт помог мне, поскольку история "гольяновских рабов" имеет под собой какую-то правовую основу. Наши прототипы сталкивались с правоохранительными органами, с судебной системой. Поэтому мой опыт поможет мне более точно воссоздать поведение моей героини в тех или иных ситуациях.

И хотя в реальной истории кажется, что всё прозрачно – есть угнетатели, а есть люди, которых длительное время держали в состоянии насилия, эксплуатировали, до сих пор ситуация не разрешилась.

– В законах и в том, как они воплощаются в жизни, есть большая разница. Для чего существуют юристы? Они должны применять законы правильно. Не углубляясь в юридическую терминологию, отмечу, что законами можно "играть", решения суда не всегда правильны. Нужно разбираться в каждом конкретном случае. В ситуации с "гольяновскими рабами" всё сложно. Но ничего простого в принятии судебных решений не бывает. Думаю, история будет иметь продолжение, и мы посмотрим, как всё будет.

Режиссёр Михаил Бородин и актриса Зухара Сансызбай, на съёмках эпизода на городской площади.

Режиссёр Михаил Бородин и актриса Зухара Сансызбай, на съёмках эпизода на городской площади.

пресс-служба Metrafilms

Фото:

Зухара отметила, что погружаться в роль было непросто – ей пришлось много работать над своим образом, рассматривать его с разных сторон.

– Любой человек неоднозначен, нужно много времени, чтобы понять, как он поведёт себя в той или иной ситуации. У меня был сценарий, я много говорила с режиссёром, поняла, как он представляет себе героиню, я беседовала с Бакиёй, узнавала, как она жила в той ситуации. Я изучала информацию в Интернете. Постепенно знания накапливались, что и позволило создать образ, на который наложилась и субъективная оценка.