Новости

В Москве готовится к открытию выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века"

Metro узнало на ней много нового об истории российской моды
В Москве готовится к открытию выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века"
В Москве готовится к открытию выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века"
Модные в XVIII веке узкоплечие «пузатые» костюмы. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Модные в XVIII веке узкоплечие «пузатые» костюмы. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Пакик. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Военный мундир. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Булавка для галстука. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"
Модные в XVIII веке узкоплечие «пузатые» костюмы. Фото Василий Кузьмичёнок, "Metro"1/4

В Государственном историческом музее Москвы готовится к открытию выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века". Репортёры Metro посетили её на стадии монтажа и узнали много нового об истории российской моды

Искусствовед и историк костюма Наталья Виноградова задумала выставку для отражения самых важных и ярких этапов на пути развития мужской моды.
– Первый этап – это середина, конец XVIII века, когда возник сам феномен модника. В России их тогда называли "петиметр", от французского petit-maitre – "маленький дворянчик". Мода перестала носить насильственный характер, как в петровское время, и мужчины стали сами стремиться к тому, чтобы щеголять своим внешним видом, своими повадками.
Но позволить себе это могли только аристократы:
– Считалось, что быть естественным, таким, как родился, может только простолюдин, а аристократ должен быть "переработан": иметь продуманный образ, сложный макияж, парик со сложной причёской, то есть современная мода на пластические операции – это очень близко тому времени.
Что касается костюмов – в моде был не атлетический силуэт, как сейчас, а подчёркнуто узкие плечи и выдающийся животик.
– Важно было подчеркнуть не силу мужчины, – объяснила Наталья, – а его изысканность и нежность.
На стендах, посвящённых моде XIX века, отдельного внимания заслуживает нижнее бельё. Здесь оно представлено не панталонами и трусами, а подтяжками с вышитыми крестиком цветочными узорами.
– Подтяжки были исключительно нижним бельём, – рассказала автор выставки. – Неприлично было появляться в них на людях, тем более что вышивку, как правило, делала любимая жена. Узоры содержали символические послания, например розы и незабудки говорили о любви и нежных воспоминаниях о человеке. Так что это было очень интимно.
В начале XX века главными предметами нижнего белья стали сорочки, воротнички и специальные запонки для их соединения.
– Эти воротники высокие и очень жёсткие. Они сильно натирали шею, и, чтобы этого избежать, модники держали голову высоко поднятой. Это создавало ощущение горделивости. В общем, каждый аксессуар и предмет одежды формировал образ и телодвижения, как сейчас их формирует постоянно находящийся в руках мобильный телефон.

Узнать больше вы сможете на выставке после её открытия, 14 марта.

Главные тренды трёх эпох

Парик

Парики были настолько дорогим удовольствием, что воры прямо на улице срывали их с голов аристократов XVIII века.

Военный мундир

Популярность военной формы в начале XIX века дала начало милитаристскому стилю в одежде.

Булавка для галстука

Мужские костюмы начала XX века стали исключительно чёрными и однообразными. Волю фантазии позволяли дать лишь такие заколки. На фото – крохотный череп в рыцарском шлеме, забрало которого можно поднять.

Фигурные мушки

Мода XX века казалась эстетам скучной и траурной, поэтому они спасались артистичными фигурными мушками, наклеивая их на лица, шеи и руки