Новости

В московской школе с детьми обращались жестоко, потому что их инвалидность бесила

В коррекционной школе в центре столицы учительница била и унижала детей-инвалидов. Чтобы доказать это, её коллега наняла детектива
В московской школе с детьми обращались жестоко, потому что их инвалидность бесила
Тураносова заявила в СМИ, что на видео, "может быть, и не она". Фото 360tv.ru

На опубликованных каналом "360" кадрах Екатерина Тураносова пытается заставить девочку сидеть, сложив руки на парте. Ребёнок с особенностями развития не понимает, что от него хотят. Тогда в ход идут кулаки и указка. Удары по голове, рукам, тычки в спину. "Вот так сидят за партой!" – говорит женщина. Ответить девочка не может, потому что, как и её одноклассники, не умеет разговаривать, но слышно, как она то и дело очень напряжённо и рассеянно вздыхает. Когда четвероклассница встаёт, чтобы подойти к доске, её толкают, да так, что она "летит" через весь класс. Путь обратно за парту – такой же.

На некоторых кадрах в руке, которой она не бьёт ученицу, учительница держит букет.

– Это от благодарных родителей, – с горечью отмечает психолог и администратор школы № 2124 Елена Поднебесных, которая и заступилась за детей.

По её словам, никто из родителей класса, которым руководила Тураносова, не подозревал о том, что творят в школе с их детьми.

– Я давно замечала, что она кричит, одёргивает детей. Выражение лица, агрессивные жесты, – делится она c Metro, – всё это складывалось в общую картину, которая говорила, о, как мне казалось, пассивной агрессии. А в сентябре у детей в её классе случились травмы.

Речь о гематоме на ноге, похожей на след от каблука, у одной девочки и о рассечении кожи головы, которую списали на "травмоопасную" пластиковую заколочку, – у другой.

– Родители обратились по этому поводу к учителю, потому что они в таких школах учителям очень доверяют, и поверили в её объяснения. А я поняла, что дело серьёзное и нужно действовать.

На директора школы у психолога надежды не было:

– Они с Тураносовой давно знакомы и много лет вместе проработали до нашей школы в 79-м интернате. Директор пригласила сюда свою команду оттуда, в том числе и завуча Курашову, которой я, кстати, неоднократно сигнализировала о поведении Тураносовой. Директором там была свекровь последней. И муж её, Тураносов, работал там же.

Обращаться к коллегам, по мнению Поднебесных, тоже было бы бесполезно:

– Теперь некоторые говорят, что, проходя по коридору слышали её ор из класса. Но нужно же было действовать раньше. А они, возможно, опасались жаловаться директору на неё, потому что видели покровительственное отношение. Да и я не хотела вовлекать других людей в эту историю, просить коллег меня поддержать. Потому что пришлось бы поставить их в условия выбора. А выбор не всегда у всех хватает смелости совершить.

К тому же, Елена считала, что доверять нельзя никому:

– Это могло привести к утечке информации. Я бы поставила под угрозу весь свой замысел.

Поэтому, никого не преду­предив, она сама обратилась к частному детективу.

– Слежка велась два дня, – рассказывает сыщик Антон Баукин. – Я приходил в школу в нерабочие часы, меня встречала Елена Леонидовна, и я устанавливал камеру.

Ждать не пришлось. После первого же дня съёмки, 3 октября, на камеру попали издевательства над детьми. Решили поснимать ещё раз через несколько дней, чтобы убедиться в систематичности побоев. 7 октября всё повторилось.

– Девочка на опубликованных в СМИ кадрах – одна из трёх учеников класса, – поясняет детектив. – Достаётся от учительницы всем. А пожаловаться они не могут: это дети с таким серьёзным диагнозом, что, к сожалению, разговаривать не умеют и не смогут никогда. По видео можно сделать вывод, что учительницу раздражает вся эта ситуация. То, что она имеет дело с детьми-инвалидами. И, возможно, она получает от издевательства над ними какое-то удовольствие.

После съёмок видео Поднебесных написала докладные в Департамент образования и директору школы.

– Но никаких действий не последовало, – рассказывает детектив. – Директор, заместитель и учительница, ещё не зная о том, что есть видео, начали воздействовать на родителей. Пытались договориться, давали подписать бумаги, что претензий нет. Тогда мы пошли в полицию. И когда родители в полиции увидели эти кадры, они были в шоке и, естественно, написали заявление.

А Турановскую уволили из школы, и завели на неё уголовное дело. Отвечать на вопросы Metro она, как и директор Ирина Колобаева, отказалась.

А в Департаменте образования Москвы нам предоставили официальный комментарий директора Колобаевой.

"В связи с появившейся информацией о жестоком обращении классного руководителя с учащимися 4 класса администрация школы провела служебное расследование, – говорится в нём. –  По его итогам было принято решение об увольнении педагога. В настоящее время вопросом занимается Отделение по делам несовершеннолетних ОМВД по Таганскому району".

Потерять работу из-за своего смелого поступка Елена Поднебесных не боится.

– Я профессионал высокого класса, я свои деньги заработаю. Я психолог, нейропсихолог, клинический психолог. Ну, уйду в частную практику, – разводит она руками. – Я не думаю, что это вообще дискуссионно, что чья-то работа стоит страданий детёнка, который и так настрадался в этой жизни. Это совершенно неравнозначные вещи, это даже не обсуждается.

При этом, о школе и остальных коллегах отзывается хорошо:

– В этой школе работают хорошие, добросовестные люди. Это было отличное заведение, а Тураносова своим присутствием нанесла нам всем такой репутационный вред!

Слова Тураносовой одному из телеграм-каналов о том, что у неё и самой ребёнок-инвалид, Елена подтвердила:

– Да, у её дочки заболевание крови и тоже есть инвалидность. Но это не оправдывает её, как она, наверное, считает. А добавляет особого цинизма всему, что произошло. Имея своего такого ребёнка… Это не оправдание, а наоборот, – усугубление её вины.

По мнению психолога, учительницу изначально не стоило подпускать к детям с такими сложными заболеваниями:

– У них сложная структура дефекта, множественные нарушения в развитии, статус инвалидности– бессрочный. С ними сложно работать. И подбор кадров должен быть очень жёсткий для работы с такими детьми. Это как к ядерной кнопке подпускать человека. Он должен быть стрессоустойчивым, эмпатичным. Её особенности личности, её психоэмоциональное состояние никак не подходили к работе с ними.