Палаты князя Пожарского, усадьба князей Нарышкиных, дом графа Ростопчина, особняк графа Орлова-Денисова – всё это названия одного и того же здания на Большой Лубянке, сыгравшего немалую роль в истории всей страны.

– Князь Пожарский сражался на баррикаде во дворе этого дома с поляками, шедшими из Кремля, – рассказал координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.

Ключевой момент жизни дома – война с Наполеоном.

– В 1812 году из этого дома главнокомандующий Ростопчин руководил подготовкой к обороне Москвы, потом подготовкой к эвакуации Москвы, – напомнил куратор общественного движения за сохранение исторических пяматников Константин Михайлов.

В 20 веке здесь располагались спецслужбы, а после распада СССР дом приватизировали. За 25 лет сменилось трое владельцев. Сейчас он заброшен и стремительно разрушается. Перекрытия почти обрушились, отваливается потрясающий декор, но по словам Михайлова, до этого мало кому есть дело.

Нынешний собственник, фирма «Карс», хотел отремонтировать и обустроить дом под музей живописи. Но в 2012 году за неисполнение охранных обязательств дом изъяли, но с выкупом в 276 миллионов рублей Росимущество тянет.

– Это не такая уж большая сумма для страны, – считает Константин Михайлов. – Памятник истории гибнет, и ему всё равно, в чьих руках гибнуть. Впервые я увидел этот дом в 1991 году, когда он был жилой, за ним следили. За это время произошла невероятная деградация здания.

Хотя в 2007 году ещё не было обрушений конструкций и лепнины, но уже тогда было понятно, к этому всё идёт.

По его словам, главное сейчас, это не только настоять на том, чтобы госимущество выкупило это здание и вернуло его в госсобственность, а чтобы у государства был проект реставрации и дальнейшей жизни здания.

Важно, что точка невозврата ещё не пройдена, и пока ещё дом можно привести в порядок.