Metro побывало на одном из снегосплавных пунктов столицы и узнало, как город справляется с непогодой и куда уходят горы собранного снега.

"Внимание! Опасная зона!" – громадный знак, установленный на территории снегосплавного пункта "Черкизово-2", сразу даёт понять: утилизация снега не шутки. Водители КамАЗов то и дело ругаются с сотрудниками пункта, которые в ручном режиме контролируют процесс. Возможно, кто-то просто устал стоять в очереди: вереница самосвалов растянулась на пару сотен метров, на "обслуживание" одной машины уходит несколько минут.  

Сам снег сбрасывается в некое подобие бассейна с талой водой, имеющей температуру от +12 до +15 градусов. Над водной поверхностью установлены вращающиеся сепараторы-дробилки – крупные куски и ледяные глыбы надо измельчать. Кроме того, в кузов грузовика может случайно попасть вовсе не снег.   

– Мы и автомобильные покрышки там находили, и детские коляски, – вспоминает Андрей Клубов, инженер службы эксплуатации снегоcплавного пункта. – А лет 6–7 назад к нам вместе со снегом приехал гроб. Слава богу, в нём никого не было.

Потом через канализацию растаявшая снежная масса уходит на люберецкие и курьяновские станции аэрации, где проходит очистку. Лишь после этого вода сбрасывается в реки Москва и Пехорка.

– До 2002 года весь снег в  городе напрямую выгружался в водоёмы, – продолжает Клубов. – Конечно, это их сильно загрязняло – в снежном массиве содержатся асфальтная крошка, песок, разные отходы. Новая система – экологически безвредная. По своим показателям очищенная сточная вода не уступает природной, которая находится в Москве-реке.
К слову, этот снегосплавной пункт расположен буквально в 20 метрах от Яузы. Но нас заверяют: в неё через почву не попадают никакие вредные вещества, по трубам всё напрямую уплывает на очистные сооружения. Единственное, чего не избежать, – зловонный запах. Он тут 24 часа в сутки. Впрочем, подобные сооружения  проектировались в основном в промзонах, до ближайших домов довольно далеко.

Летом  все пункты не законсервированы: идут очистка, ремонт оборудования, подготовка к "сезону". Он, как правило, стартует в середине ноября, а завершается 15 апреля.