На Moscow Urban Fest корреспондент Metro узнала о ходе реставрации дома Наркомфина.

Легендарный дом, построенный для работников Народного комиссариата финансов СССР ещё в 1920-х годах, переживает масштабную реконструкцию. Возглавляет её внук одного из проектировщиков здания Моисея Гинзбурга – Алексей Гинзбург.

– Архитекторы тогда видели видели изменения эпохи – от эпохи исторической к современной и понимали глобальные изменения, которые происходили. То есть возникновение новых запросов в жилье, в общественных зданиях, в появлении новых функций. В чём была идея коммунального дома? – задал вопрос слушателям Алексей и, не дожидаясь реакции, ответил сам. – В том, что жилые ячейки были соединены со всем необходимым набором сервиса. Рядом с домом была построена механическая прачечная, а жилой комплекс соединён переходом с коммунальным корпусом, где должны были быть спортивный зал и кафе.

Эту идею Гинзбург-младший решил перенести и на новый проект:

– Мы хотим объединить с домом городской парк, участок бывшей прачечной и, может, даже подземную парковку соседнего торгового центра, то есть надеемся создать единое пространство. Также у нас есть концепция, как сделать коммунальный корпус микрообщественным центром, предлагая сдавать его залы, например, под кафе и книжный магазин. Кроме того, первый этаж и лобби мы хотим использовать под музей. Плюс коммунальный корпус, где много исторических элементов.

В самом начале реконструкции дома Наркомфина Алексей призвал строителей сохранить как можно больше оригинальных элементов: покраску, коммуникации и даже сдвижные окна.

– Система сдвижных окон была придумана специально для этого дома из-за небольших комнат. Внутрь открывающиеся сплошные окна мешали бы жильцам. Мы сохранили оригинальные прижимные элементы, но сама система нуждалась в копировании, – отметил он. – Современные оконщики убеждали меня, что это невозможно сделать, но мы работали с шестью фирмами, пока они не сделали точные копии окон, в которые сейчас интегрируем сохранившиеся створки. Здесь и ручки прижимные, которые сохранились, но не все, конечно.

Остальные элементы в здании, которые были утрачены, также заменялись на копии, воссозданные по фотографиям. Но есть и новинки – лифт.

– Долго думали, как сделать, чтобы лифт не искажал инженерного решения, – подчеркнул проектировщик.

Они вписали его в исторический фасад и сделали максимально плоскую кабину. Кроме облика самого доходного дома строители стараются сохранить и интерьер его квартир.

– Мы сохранили первые цвета, в которые красились квартиры, – рассказал Алексей. – Была интересная схема. В тёплые тона красили стены, которые уходили на запад, в холодные – которые уходили на восток.

Вообще, чтобы будущие жильцы вносили в интерьер как можно меньше изменений, архитектор настоял на полной отделке квартир: будут готовая сантехника, встроенные шкафы и даже оригинальные светильники и дверные ручки. В конце Алексей добавил, что все работы по реставрации планируют завершить в следующем году.