В режиме самоизоляции, когда дети постоянно находятся дома рядом с родителями, даже самые стойкие могут дрогнуть и позволить себе полчаса отдыха, пока ребёнок играет в игры на телефоне или планшете.

Кандидат психологических наук, доцент, семейный и детский психолог Наталья Искра объяснила главные правила взаимодействия ребёнка с гаджетами. Перво-наперво нужно определиться с возрастом, с которого детям можно дать в руки телефон, и временем, которое он с ним может провести.

– Нормы, которые рекомендуются врачами и психологами, следующие... До года – полное отсутствие экранного времени, от года до трёх – 20 минут в день, от 3 до 7 – 40 минут. В школьном возрасте – до двух часов в день, – перечисляет Наталья Искра. – Многие родители, особенно в условиях самоизоляции, наверняка возмутятся этим нормам. Хотела бы напомнить, что цифровая зависимость – это болезнь, которую очень тяжело вылечить. И проще не допустить её возникновения. Ограничение времени "в гаджете" и цифровая гигиена – то, что точно помогает не допустить развития зависимости.

Существуют также правила, касающиеся того, как именно, в какое время и где ребёнку можно пользоваться смартфоном или планшетом.

– Часть времени “в гаджете” желательно проводить вместе с ребёнком, обучая его так называемой цифровой гигиене, – напоминает Наталья Искра. – Сюда входят правила использования гаджета. И здесь очень важно, чтобы они были семейными. Должны быть определены место и время, свободные от гаджетов, например время и место приёма пищи или время перед сном. Сегодня доказано, что экран негативно влияет на сон и желательно за 40 минут до сна гаджеты не использовать.

И, конечно, нужно внимательно следить за тем, в какие игры играет ваш ребёнок,  соответствуют ли они его возрасту.

– Преимущественное использование гаджетов для обучения, например, языкам, – предлагает Наталья Искра. – Если же ребёнок играет, то желательно, чтобы игры соответствовали возрасту ребёнка. Например, известная всем "Пять ночей с Фредди" (12+) является хитом во 2–3-м классе. В год у меня приходит большое количество детей 7–9 лет, которые "заработали" невроз, играя в неё. Отдельная история – про старших детей, которые играют во взрослые игры при младших. Считаю, что путь один – младшие видеть взрослые игры не должны. Психика не всегда может адекватно "переработать" то содержание, которое в них есть.

 

Младшие дети видеть взрослые игры не должны.

Младшие дети видеть взрослые игры не должны.

Pixabay

Фото:

Немаловажен вопрос, как забирать телефон у детей. Понятное дело, что прекращение игры вряд ли порадует ребёнка, какого возраста бы он ни был.

– В дошкольном возрасте у ребёнка ещё нет чувства времени, поэтому для него реальность выглядит так, что он только начал играть и уже отбирают, – предупреждает Наталья Искра. – Поэтому в этом возрасте подойдёт "правило трёх звонков": предупреждение за 15, 10 и 5 минут об окончании времени. После 5–6 лет можно параллельно ставить таймеры, чтобы приучать ребёнка к самостоятельному контролю.

Если ребёнок расстраивается, когда у него забирают телефон, это нормально. Это естественная реакция. Тут важно, как родители будут на это реагировать.

– Негативные реакции в ответ на воспитательные воздействия – это нормально, а умение их выдерживать, отражая при этом эмоции ребёнка и поддерживая его, формирует его самоконтроль, – подтверждает Наталья Искра. – Иными словами, если ребёнок орёт или по-другому выражает своё горе – это нормально, постепенно реакции будут более социализированными, если родители реагируют на это правильно, уважая чувства ребёнка, а не наказывая его. Фразы "в следующий раз не получишь", "ещё поорёшь – и я тебя стукну" – это насилие и травля. Правильная реакция: "ты очень хотел ещё немного поиграть, но время закончилось", "ты сильно злишься, что время закончилось".

В период самоизоляции, когда так велик соблазн дать ребёнку в руки смартфон, лучше, конечно, этого не делать, но если всё же дали – строго следуйте предписаниям психологов, не забывая о “цифровой гигиене”.