Новости

Сохранять - наша природа!

29 июля - Всемирный день экологического долга. Как столичные "зелёные" облигации помогут городу стать экологичнее
Сохранять - наша природа!
Сохранять - наша природа!
На сегодня в обращении в мире находятся "зелёные" облигации в объёме около 1,4 трлн долл. США. Фото Depositphotos.com
На сегодня в обращении в мире находятся "зелёные" облигации в объёме около 1,4 трлн долл. США. Фото Depositphotos.com
Москва с каждым годом становится всё более зелёной. Фото АГН "Москва"
Ещё один вид экологичного средства передвижения – речные трамвайчики, которые появятся в 2022 году. Макет нового вида транспорта уже сейчас можно оценить в «Зарядье». Фото АГН "Москва"
В городе появляется всё больше зелёных зон, которые становятся центрами притяжения для горожан всех поколений. Фото АГН "Москва"
Владимир Ефимов. Фото Пресс-служба Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений города Москвы
На сегодня в обращении в мире находятся "зелёные" облигации в объёме около 1,4 трлн долл. США. Фото Depositphotos.com1/5

В мае Москва стала первым регионом в стране, выпустившим "зелёные" облигации. Разберёмся, что это за инструмент, и ответим на четыре важных вопроса, касающихся этих ценных бумаг

Что из себя представляют "зелёные" облигации и какую пользу могут принести?

Зелёные облигации отличаются от "классических" тем, что деньги, которые привлекаются с помощью такого размещения, используются в проектах, которые помогут Москве стать более энергоэффективной, а городскую среду сделают более экологичной. Они позволяют привлекать целевые средства на создание и развитие инициатив и проектов, связанных с минимизацией технологического вреда окружающей среде и внедрением инновационных разработок.

Данные облигации – относительно молодой продукт. Первые из них были выпущены в Европе меньше 15 лет тому назад – в 2007 году, а деньги от их выпуска пошли на программу по улучшению климата. На протяжении следующих нескольких лет "зелёные" облигации оставались экзотикой для большинства эмитентов и инвесторов, но в последние годы спрос на них начал быстро расти.

На сегодня в обращении в мире находятся "зелёные" облигации в объёме около 1,4 трлн долл. США. Эти экологичные ценные бумаги можно встретить на финансовых рынках Франции, США, Швеции, Венгрии, Канады. Только за последние пять лет "зелёные" займы выпустили более тридцати пяти городов США и Европы, в том числе в таких отраслях, как общественный транспорт и борьба с загрязнением окружающей среды.

"Зелёные" займы выпускают и корпорации, и органы власти стран, регионов, городов, и финансовые организации. Но не стоит думать, что это под силу каждому. Прежде всего в данном случае нужно убедительно доказать статус этих бумаг – пройти соответствующую верификацию, получить оценку специализированных независимых агентств. В целом "зелёные" облигации выгодны всем: благодаря полученным средствам окружающая среда становится лучше, что, безусловно, влияет на здоровье людей и комфорт их проживания на определённой территории, а инвесторы получают реальную возможность заработать на том, во что искренне верят.

Москва с каждым годом становится всё более зелёной.
АГН "Москва"
Москва с каждым годом становится всё более зелёной.

211,7 млрд долл. – таков объём рынка экологических облигаций в США. По этому показателю страна занимает первое место в мире. На втором месте расположился Китай (127,3 млрд долл.), за ними следуют Франция (115,6 млрд долл.), Германия (78,3 млрд долл.) и Нидерланды (52,1 млрд долл.), сообщает портал climatebonds.net.

Как часто используются  "зелёные" облигации в России?

Для нашей страны "зелёные" облигации – это, действительно, новинка. Крупные компании, например РЖД, только начали осваивать этот инструмент, а из органов власти Москва стала первой.
Весной наш город выпустил "зелёных" облигаций на общую сумму 70 млрд рублей.

Как подчеркнул заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов: "Общий объём заявок на покупку составил более 86 млрд рублей, что в 1,2 раза превысило предложение. Это позволило полностью разместить весь объём выпуска облигаций в 70 млрд рублей. Покупателями облигаций стал широкий круг инвесторов: в основном банки, а также управляющие компании, пенсионные фонды, физические лица и нерезиденты".   

Ими двигало желание позаботиться об окружающей среде собственного города, желание преумножить собственные накопления, а также стабильность данного финансового инструмента. Как объясняют аналитики, не все "зелёные" облигации одинаково интересны покупателям, но чем серьёзнее, крупнее, надёжнее, солиднее тот, кто их выпускает, тем больше они и востребованы у покупателей. В этом смысле Москва имеет статус гаранта надёжного инвестирования.

Покупатель может заработать больше, чем по более распространённым облигациям федерального займа, и не волноваться о сохранности средств.

– В Москве реализуется большое количество "зелёных" проектов, в число наиболее масштабных входят строительство Большой кольцевой линии метрополитена, приобретение электробусов – это экологически чистый транспорт, признанный во всём мире. Поэтому наш выпуск получил от ВЭБ.РФ статус "зелёного" согласно российскому стандарту "зелёного" финансирования и был признан таковым рейтинговым агентством "Эксперт РА" с точки зрения международного стандарта выпуска "зелёных" облигаций – Принципов зелёных облигаций Международной ассоциации рынков капитала. "Зелёные" облигации Москвы включены в перечень облигаций устойчивого развития Международной ассоциации рынков капитала, что позволяет учитывать их как "зелёные" на балансе любого международного инвестора.

Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений

 

Владимир Ефимов.
Пресс-служба Комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений города Москвы
Владимир Ефимов.

На что будут потрачены деньги от продажи "зелёных" облигаций?

Во-первых, благодаря "зелёным" облигациям и полученным средствам, в столице почти вдвое вырастет число электробусов. В начале 2021 года в городе работали около 600 подобных машин, а до конца года Москва планирует приобрести ещё порядка 400 экземпляров.

Почему электробусы? Потому что, говорят эксперты, это транспорт будущего, которое почти наступило. Сегодня в городе электробусы работают на 52 маршрутах. Этому транспорту нужно развитие, большое и масштабное, чтобы снизить выбросы загрязняющих веществ во всех районах столицы.

Замена даже одного автобуса на электробус позволяет снизить выбросы в атмосферу загрязняющих веществ на 190-260 кг в год в зависимости от класса дизельного двигателя автобуса, а выбросов CO2 в среднем на 60,5 тонны в год – это многочисленные ЭКОлитры чистого воздуха для нас с вами.   

Но чистый воздух – не единственный плюс. Благодаря электробусам в столице будет меньше шума (на целых 30% – немало для такого крупного мегаполиса), снизятся расходы на электроэнергию и топливо (почти на 50%).

Да и просто пассажирам станет удобнее – салон электробуса намного комфортнее салона большинства автобусов. В электробусах низкий уровень пола, они оборудованы пандусами и площадками для пассажиров с детскими колясками и велосипедами.

Во-вторых, благодаря "зелёным" облигациям продолжит расти сеть метро в городе, а это повлечёт за собой увеличение скорости передвижения по городу, снижение числа автомобилей и пробок, и снова – ЭКОлитры чистого воздуха для горожан.    

Московский метрополитен не только входит в число самых красивых и разветвлённых подземных транспортных сетей мира, он ещё и помогает нашему городу снижать объём загрязнения атмосферы. Именно метро часто выбирают москвичи в своих поездках – это удобно и быстро, а главное – никаких пробок.

Но чтобы передвижение между районами столицы было ещё проще, важно, чтобы росло и число станций, а новые пути обеспечивали быстрое перемещение между районами.

200 – во столько раз меньше выбросов от деятельности метрополитена, чем от автомобилей и автобусов.

18 – новых станций Большой кольцевой линии и 43,8 км линий метро построит город, а также отремонтирует 3 станции и 4 км линий к 2023 году за счёт "зелёных" облигаций.

10 000 – автомобилей перестанут ежедневно выезжать на улицы города, а выбросы вредных веществ снизятся на 885,5 тонны в год и на 20,9 тысячи тонн в год – выбросы СО2.

Уровень шума в городе тоже снизится, а путешествовать под землёй станет удобнее благодаря строительству Большой кольцевой линии метро – по плану она станет самой длинной кольцевой метродорогой в мире и поможет быстрее и удобнее добираться из одной точки в другую.

Для чего столице потребовалось принять участие в данной инициативе?

Экология в современном обществе становится одним из факторов принятия решений, где жить и работать. Человек отныне хочет проводить свои дни в комфорте, не задумываясь об отрицательном воздействии агрессивной окружающей среды, одной из составляющих которой является автодорожный транспорт. Именно поэтому Москва планомерно снижает уровень загрязнённости воздуха при помощи самых разных решений. Одним из таких решений и является обновление транспортной инфраструктуры за счёт "зелёных" облигаций. Новые технологии и наука доказывают, что мегаполис необязательно должны сопровождать густой смог и невероятный шум. Напротив, именно технические новинки позволяют одновременно и развивать город, и делать его более экологичным.

Для того чтобы Москва сохраняла статус передового города, важна поддержка экологических, инновационных инициатив со стороны жителей столицы. И "зелёные" облигации – это один из способов внести свою лепту в её модернизацию. Город при этом будет отчитываться о судьбе "зелёных" облигаций. На сайте бюджетной информации города будут публиковаться ежегодные отчёты о расходовании всего объёма привлечённых средств и достижении целевых показателей экологических проектов. Горожане, в свою очередь, смогут следить за реальными результатами на сайте mosecom.mos.ru, где круглосуточно публикуются данные о состоянии воздуха в столице.

В городе появляется всё больше зелёных зон, которые становятся центрами притяжения для горожан всех поколений.
АГН "Москва"
В городе появляется всё больше зелёных зон, которые становятся центрами притяжения для горожан всех поколений.

2030 – к этому году весь наземный транспорт Москвы станет "зелёным". Город полностью откажется от автотранспорта на дизельном топливе и перейдёт на электротранспорт, а это, в свою очередь, позволит улучшить качество воздуха в столице на 10%.