Новости

"Сохрани мою речь навсегда": В Москве открылась выставка к 80-летию гибели Осипа Мандельштама

Начали работу две уникальные экспозиции
"Сохрани мою речь навсегда": В Москве открылась выставка к 80-летию гибели Осипа Мандельштама
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок
Выставка «Сохрани мою речь навсегда». Фото Василий Кузьмичёнок1/10

Репортёр Metro-Москва посетил в Еврейском музее и центре толерантности открытие выставки, посвящённой 80-летию гибели одного из крупнейших русских поэтов Осипа Мандельштама.

- Будьте осторожны, не споткнитесь! - Роман Либеров, куратор экспозиции "Сохрани мою речь навсегда", инструктирует нас перед входом в затемнённый 70-метровый коридор, похожий на древний акведук. Каждая остановка (арка) в нём посвящена определённому этапу жизни Мандельштама. Вот он совсем маленький в Польше (поэт родился в Варшаве, самом крупном еврейском городе Европы того времени), вот его первые публикации, рукописи, вот статуэтка диковинной птицы, купленная на персидском базаре и находившаяся рядом с Мандельштамом все годы воронежской ссылки.

Смотреть надлежит не только на стены, но и под ноги. Пола в привычном понимании слова здесь нет. В зависимости от этапа это или сено, или доски, или щебень, или брусчатка, или рельсы со шпалами. Есть пространство, заполненное советскими газетами (их специально покупали на Avito). Они - символ чудовищной травли, устроенной Мандельштаму в начале 30-х годов. Есть даже самая настоящая лужа, олицетворяющая Японское море. Туда, во Владивостокский пересыльный пункт в сентябре 1938 года доставили арестованного поэта. Жить ему оставалось три с половиной месяца. На стене за стеклом - папка со списками заключённых. Под номером 117 здесь значится: "Мандельштам Осип Эмильевич. Писатель. Контрреволюционная деятельность".

Уже выйдя из коридора, попадаешь в "Постскриптум". Здесь выставлены первая посмертная публикация стихов Мандельштама ("Поэты начала XX века" 1966 года издания), фальшивый экземпляр сборника 1974 года - букинистическая редкость, которую можно было продавать втридорога, эскиз памятника поэту, установленного десять лет назад в скверике неподалёку от метро "Китай-город".

- Это совершенно уникальная выставка, которой ещё не было и вряд ли будет, - уверен Либеров. - Большая часть экспонатов никогда не выставлялась напоказ. Зайдя в первую арку и выйдя из последней, 21-й, полагаю, вы станете другим.
Вторая экспозиция - "Тоска по мировой культуре. Книжный шкаф поэта" - тоже во многом уникальна. Тут можно увидеть библиотеку Мандельштама. Книги, письма, документы впервые предстанут перед публикой. Его вдова, Надежда Яковлевна, с невероятным трудом сохранила всё это (из-за частых обысков многое прятала даже в кастрюлях и ботинках), но не передавала СССР. "Государство, убившее поэта, не имеет права на его архив", - говорила она.

В 1983 году, вскоре после смерти Надежды Мандельштам, библиотека оказалась в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Несколько десятилетий пролежав в спецхране, она наконец стала достоянием всех поклонников русской поэзии.

- Сегодня великий день, праздник! - не скрывает эмоций Татьяна Горяева, директор РГАЛИ. - Мы возвращаем потайной архив Мандельштама. Как говорил сам поэт, "разночинцу не нужна память, ему достаточно рассказать о книгах, которые он прочёл, - и биография готова". Эта библиотека отражает судьбу Осипа Эмильевича, полную драм, тайн, даёт возможность по-новому взглянуть на его жизнь.